Смотришь старые фильмы о деревенской жизни или читаешь деревенскую прозу В. Астафьева, Ф. Абрамова, и как-то теплее на сердце становится – деревенские будни, наполненные беспрерывным трудом, совместные деревенские праздники.…
Все это ушло в прошлое, и нет ни в России-матушке, ни в нашей Вятской губернии такого количества деревень и колхозов, как было раньше. Да, жизнь меняется, и сегодняшние жители деревень и сел не те, что было раньше. Да и немного их осталось.…
Попалась мне как-то на глаза карта нашего района, сделанная вручную на кальке. Свободного места на карте нет – сплошь названия деревень, а над ними – бисерно выписанные наименования колхозов, в которых работали селяне. Тут же увидела и наш Лудяно-Ясашинский сельсовет – тоже деревень густо. Не все понятно, кое-что стерлось. Обратилась в Нолинский архив. Данные по нашему сельсовету только с 1942 года. На основании сведений похозяйственных книг выяснила, что вплоть до 1950 года на территории сельсовета было 17 населенных пунктов, почти в каждом функционировал колхоз. Вот, к примеру, данные на 1951 год – список населенных пунктов, название колхоза, количество населения, расстояние от центра сельсовета (сведения даны к очередным выборам).
Лудяна, Черемисовщина."Красный путь", 145 чел.
Кременское. "Кременский", 77 чел., 1,5 км.
Мезень. "Красная заря", 72 чел., 1 км.
Сорвищи. "Новый путь", 123 чел., 2,5 км.
Емаевщина. "Емаевский", 100 чел., 1,5 км.
Вашкирень. "Бригадир", 82 чел., 2,5 км.
Халевины. "Халевинский", Сунцовы "Новый путь", 78 чел., 5 км.
Цепелята. "Новое утро", Зырино "Завет Ленина", 85 чел., 6,5 км.
Белоусово. "Завет Ленина", 109 чел., 5 км.
Бестолковые, Огородники. "Сеятель", 11 чел., 8 км.
Долгие. "Красноармеец", 106 чел., 6 км.
Александровский Починок. "Север", 95 чел., 5 км.
Кузнецы. "Кузнецовский", 122 чел., 5 км.
Получается, что 1305 человек проживало тогда на территории сельсовета! И это в послевоенные годы, когда многие мужчины полегли на полях сражений.
Сколько трудоспособного населения! А детей в каждой семье редко 2-3, в основном, 5-6, а то и 7. Школ было много – в Белоусово, Долгие, Лудяне.…
Когда я приехала в село Лудяна Ясашинская, а было это в 1975 году, существовали еще и Белоусово, и Вашкирень, и Александровский Починок. Доживала последние дни и деревня Емаевщина – красивейшая деревня! Заброшенная сегодня, она до сих пор поражает продуманностью расположения и своими садами.
Остановиться я хочу пока что на деревне Александровский Починок. Она прекратила свое существование не так давно, и в селе немало людей, которые переехали оттуда, и они охотно делятся своими воспоминаниями. Некоторые люди по ошибке называют деревню Пердягой, но это, как пояснили выходцы из Починка, ошибочно. Объяснили историю этой ошибки. Была деревня под таким ироничным названием недалеко от Починка. По какой-то причине (скорее всего, поближе к тракту) жители переселились на новое место, основали деревню, которую поначалу называли просто Починок, позднее – Александровский Починок. Но название прежнего места жительства иногда вспоминалось, употребляясь с иронией и насмешкой (кстати, старая деревня называлась Пердяги).
Обращаюсь опять-таки к архивным данным. В 1951-м году в деревне (тогда она называлась Новая Александровка) было 24 хозяйства. Больше всего было семей с фамилией Сунцовы (11), Кочергины (4). Были еще Якурновы и Цепелевы (по 2). Детей по деревне я насчитала 78! Больше всего у Сунцова Егора Семеновича – 11, у Кочергиной Авдотьи – 7. В д. Долгие насчитывается 70 детей. Была здесь своя школа.
По воспоминаниям старожилов, деревня была расположена на открытом высоком месте, продуваемом всеми ветрами. Про такие места крестьяне говаривали: "Живу на юру, как на пупе!" Самое главное неудобство – недостаток воды. Был один ключик под горой, туда и ходили бабы с ведрами на коромысле. Позднее стали рыть колодцы. Не очень-то было это просто, вода находилась глубоко, на глубине около 10 метров. Только один колодец был на улице, остальные – в оградах. Дом с колодцем считался очень престижным. Хотя не факт, что это было постоянным. Бывали случаи – начинают чистить колодец, заденут какой-нибудь важный камень, и вода уходила, колодец становился сухим.
Поначалу жители деревни жили единолично, как и все крестьяне. Сеяли зерно на своих полосках. Чем больше членов семьи мужского пола, тем больше земли. Сеяли, в основном, ячмень. Скотину держали в каждом дворе – коров, телят, овец. Поросят тогда не было, стали свиней откармливать позднее – когда появились колхозы, тогда и выстроили в деревне свиноферму. А для разведения крупного рогатого скота были все условия – лугов для выпаса и сенокоса было довольно.
Недалеко от деревни был лес, богатый грибами и ягодами, в основном, малиной. Клубники не было, она на угорах растет, а в Починке места ровные. Ходили по клубнику к другой близлежащей деревне – Калашники. Землянику собирали, на вырубках она росла обильно. Заставляли ходить по землянику детей и подростков – продадут на рынке в Нолинске, вот и денежка, с деньгами в ту пору туго было.
Дома, как во всех деревнях, располагались по одной стороне. За домом огороды, бани. Домики маленькие, хотя семьи большие были – до десяти домочадцев. Зимой спали на полатях, летом – в клети, на сеновале. Обстановка самая скудная– стол, лавки, посудник, в котором посуды самый минимум, так как ели все из одного блюда или даже чугунка. Подушки и матрацы набивали соломой. Одеял мало было (были они лоскутными и не в каждом доме), спали под тулупами, а постельное белье из портянины…...
С появлением колхозов жизнь потихоньку стала меняться. В деревне начал функционировать колхоз "Красноармеец" (совместно с деревней Долгие), а потом – колхоз "Север".
Поначалу появился трактор-колесник, затем комбайны "Коммунар" и "Сталинец". Вечерами сидели при керосиновых лампах, электрическое освещение появилось только в 1962 году. Хлеб пекли сами, потом стали возить его из пекарни Емаевщины, много позднее – из Нолинска. В начале 60-х годов в деревне появился магазин. Вначале торговля производилась с какого-то склада, потом построили специальный домик, довольно уютный. Починковцы даже гордились тем, что в их деревне есть свой магазин.
Так как местоположение деревни было открытое, зимой дорогу основательно заметало снегом. До Починка еще дорогу как-то чистили, а дальше – никак, так что Починок зачастую перевалочной базой был. Как-то везли уголь в Татаурово, да и свалили прямо у деревни. Потом татауровцы свой уголь вывозили на тракторах, машин мало было.
Народ в деревне был мастеровой, особенно славились починковские пимокаты. Некоторые ездили на заработки даже в другие области, например, в Пермскую и Свердловскую.
Жили дружно, помогали друг другу и избы ставить, и урожай убирать. Люди интересные жили в деревне. В.Д. Сунцов вспоминает своего деда, участника многих войн, в том числе и русско-японской 1905 года. Собиралась ребятня вечерами около старика, завороженно слушали многочисленные рассказы о корабле, на котором служил старый моряк, как долго плыли до Японии, о сражениях. Помнится, рад он был, что уцелел после такой мясорубки.… Молодежь собиралась в домике, который называли "конюховка", это типа конторы, куда приходили колхозники перед работой. А вечером парни и девушки прибирались в домике, натапливали, плясали под гармонь, пели частушки. Брали с собой факелы и ходили на вечерки в близлежащие деревни и Лудяну, даже в Чигирень (до нее километров 7 было). Страшно, но весело, интересно, молодежи много, дорогой дурачатся, кто во что горазд…...
А так деревня жила той же жизнью, как и все колхозные села и деревни страны. На полях работа была тяжелая, на лошадиной тяге. Поначалу бабы жали серпами, потом жнейки появились. Рожь ставили в суслоны, яровые – в бабки. Ухаживали за скотиной – телят откармливали, овец стригли. Позднее свинарник построили. Воду для ферм возили деревянными бочками на лошадке, бочек 12-15 надо было навозить с ключика, а до него 800 метров. В войну мужиков на войну забрали, работали старики, бабы да подростки. После войны – налоги, займы. Все, как у всех.
...Нет теперь деревни. После 1991 года в похозяйственных книгах деревня уже не упоминается. Но люди, жившие когда-то в ней, здравствуют и помнят Александровский Починок. Не доезжая пяти километров до Лудяны Ясашинской, можно заметить еще, что здесь была деревня. Цветут и плодоносят еще черемухи и рябины, когда-то посаженные однодеревенцами у домов. Видны огромные заросли сорной травы на месте прежнего свинарника, земля-то унавожена. Проезжаешь мимо бывшей деревни и невольно вспоминаются строки из стихотворения нашего внештатного автора из Медведка Зои Смышляевой:
А когда-то здесь жила деревня,
Было слышно пенье петуха,
Подрастали гибкие деревья,
И играла дудка пастуха.
Исчезает русская деревня,
От развала жизни не спаслась.
И узнаешь только по деревьям,
Что твоя здесь бабка родилась.
Вера БОГАТЫРЕВА,
наш корр.