Автобусный транспорт: 14 маршрутов обслуживают десять машин
Несмотря на повсеместное распространение личного автотранспорта, востребованность услуг автоколонны все еще высока.
Каждый день на остановках общественного транспорта ожидают приезд своего автобуса десятки, сотни жителей Нолинского района. Для некоторых населенных пунктов маршруты из Нолинска - единственная транспортная связь для пожилых граждан.
Как правильно отмечают в Кировстате, от четкости работы автобусной станции зависит, попадете ли вы вовремя к месту работы, учебы или отдыха. Для кого-то билет на автобус - шанс добраться в поликлинику или магазин.
В среднем ежемесячно услугами автобусов в прошлом году в целом по Кировской области пользовались 9 млн пассажиров (в 2017 г. - 9,3 млн). На каждого жителя области приходилось 84 поездки в год, средняя дальность одной поездки составила 7,3 км.
Снижение пассажироперевозок на маршрутах общего пользования наблюдается и в текущем году. В январе-мае 2019 года автобусным транспортом перевезено 43,6 млн человек, что на 1,8% меньше, чем за аналогичный период прошлого года.
На территории Нолинского района единственным лицензированным предприятием в сфере пассажирских автобусных перевозок является ООО "Нолинскавтотранс".
- На сегодняшний день наше предприятие обслуживает 12 пригородных, один городской и один междугородный маршруты, - рассказывает руководитель предприятия Юрий Владимирович Ашихмин. - В наличии у нас имеется восемь собственных и два арендованных автобуса.
Как рассказывает Юрий Владимирович, за первое полугодие 2019 года по обслуживаемым маршрутам было перевезено 79758 пассажиров. Самыми востребованными оказались пригородные маршруты: в период с января по июнь этого года услугами автобусов граждане воспользовались 41834 раза. На междугородние рейсы в первом полугодии было продано 26173 билета. А на городском маршруте - 11751.
В прошлом году предприятие значительно укрепило свою материально-техническую базу за счет приобретения гаражных боксов общей площадью порядка 1000 кв.м. Сделаны вложения в их благоустройство - произведена газификация.
- В настоящее время предприятие стабильно работает, полностью выполняет взятые на себя обязательства, в том числе по исполнению муниципальных контрактов, - продолжает Юрий Владимирович. - Автовокзал у нас находится в аренде. Смена собственника, которая произошла в прошлом году, никак не отразилась на пассажирах и деятельности ООО "Нолинскавтотранс".
И все-таки, сейчас у предприятия есть определенные сложности, которые, в том числе, связаны с изменениями в законодательстве:
- С 1 января вступил в силу закон об онлайн-кассах, согласно которому такой аппарат должен быть установлен в каждом автобусе, - поясняет Юрий Владимирович. - Стоимость каждой кассы - порядка 40 тысяч рублей. С одной стороны, это немного. Но так как автобусов у нас 10, то сумма возрастает до 400 тысяч рублей. А это уже ощутимые затраты.
Кроме того, начиная со второго полугодия 2019 года каждый автобус должен быть оборудован сертифицированным видеонаблюдением. Один комплект стоит порядка 49 тысяч рублей. И вновь в пересчете на общее количество транспортных единиц получается внушительная сумма - почти полмиллиона рублей.
Как говорит Ю.В. Ашихмин, со всеми проблемами можно было бы справиться, если бы все участники договорных отношений вовремя исполняли свои финансовые обязательства. Однако, к сожалению, по состоянию на 1 июля задолженность администрации района перед ООО "Нолинскавтотранс" в части компенсации затрат по перевозке пассажиров составляет более двух миллионов рублей.
- Все это негативно сказывается на развитии предприятия и пассажироперевозках в целом в Нолинском районе, - завершает Ю.В. Ашихмин. - Мы не можем себе позволить обновление подвижного состава.
О том, что в Нолинском районе складывается не самая благоприятная ситуация с обслуживанием автобусных маршрутов, Юрий Владимирович докладывал на традиционной планерке у главы района. Здесь же были подняты вопросы содержания дорог, изменения частоты рейсов, востребованности услуг автоколонны в летний период.