Настоящее Бюджетное послание подготовлено в целях своевременного и качественного составления проекта бюджета, в соответствии со статьей 172 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьей 25 Положения "О бюджетном процессе в Нолинском районе" и содержит основные направления налоговой и бюджетной политики на 2012 год. В послании отражены вопросы и проблемы, которые я считаю важными и принципиальными, требующими решения на предстоящий год.
Итоги бюджетной политики 2011 года
В основу бюджета 2011 года были положены долгосрочные приоритеты развития района. Реализованы основные элементы бюджетной политики в части перехода к среднесрочному бюджетному планированию.
С целью достижения эффективности бюджетных расходов и их оптимизации в Нолинском районе внедряется такой элемент финансово-правового регулирования, как бюджетирование по результатам, что позволяет повысить результативность бюджетных расходов, сделать планируемые показатели более обоснованными. При формировании и исполнении бюджета муниципального района сделан акцент на взаимосвязь между выделенными бюджетными ресурсами и ожидаемыми результатами в отраслях социальной сферы. В 2011 году осуществляется финансирование расходов через бюджетные услуги по 3 основным отраслям социальной сферы и органам управления.
Начиная с 2010 года, главные распорядители бюджетных средств начали разработку ведомственных целевых программ, которые являются основной формой реализации программно-целевого планирования, и этот процесс имеет положительную динамику. Если в 2010 году субъектами бюджетного планирования в соответствии с их функциями было реализовано 6 ведомственных целевых программ, то в 2011 году было разработано уже 12 программ.
В районе решением думы принято Положение "О межбюджетных отношениях в Нолинском районе", существенно изменившее подходы по формированию межбюджетных отношений. Повысились прозрачность и объективность системы финансовой поддержки муниципальных образований. Но методика распределения финансовой помощи недостаточно ориентирована на стимулирование роста собственного налогового потенциала поселений.
Продолжается реформа бюджетного процесса в районе. Сформирована нормативно-правовая база для составления перспективного (среднесрочного) финансового плана, ведения реестров расходных обязательств, планирования ассигнований на основе бюджетных услуг, разработки и реализации ведомственных целевых программ.
В связи с принятием Закона РФ от 8.05.2010 г. № 83 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" приняты необходимые нормативно-правовые акты, устанавливающие особенности переходного периода, проводится работа по изменению статуса подведомственных учреждений.
Основными направлениями бюджетной политики на 2012 год должны быть меры, направленные на обеспечение устойчивого экономического роста, улучшение качества жизни жителей района, развитие местного самоуправления.
Важнейшими условиями следования выбранным направлениям развития являются:
среднесрочное бюджетное планирование, что позволяет установить четкую взаимосвязь между приоритетами социально-экономического развития района и проводимой бюджетной политикой;
осуществление бюджетного планирования на уровне умеренно оптимистических оценок перспектив развития экономики;
обеспечение сбалансированности и устойчивости бюджетной системы;
интеграция бюджетного планирования в процесс формирования и реализации долгосрочной стратегии развития области и района;
повышение эффективности бюджетных расходов;
создание стимулов на наращивание доходной базы местных бюджетов.
Бюджет на 2012 год будет очень сложный с точки зрения его сбалансированности, на что есть определенные предпосылки:
перераспределение расходных обязательств между Российской Федерацией, субъектами Федерации и, соответственно, муниципальными образованиями;
изменение федерального законодательства в части зачисления налогов в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации;
разграничение полномочий между субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями. Это касается закрепления за субъектами Российской Федерации с 1 января 2012 года полномочий по организации оказания всех видов медицинской помощи;
формирование регионального дорожного фонда (на уровне области);
формирование муниципального дорожного фонда (на уровне района).
Учитывая значительные финансовые вливания в дорожное хозяйство, часть средств будет направлена на капитальный ремонт дорог и содержание дорожно-уличной сети, что не всегда удавалось сделать в предыдущие годы. Разбивка по объектам на 2012 год будет обсуждаться в ноябре-декабре. Транспортного налога в бюджет района поступит 4,4 млн. руб.
В 2010 году нам уже передано 50 % отчислений от транспортного налога. Это и есть потенциальный источник формирования муниципальных дорожных фондов.
1. ФОРМИРОВАНИЕ ДОХОДОВ
1. В текущем году сохраняется положительная динамика в основных сферах экономики района, отмечается рост промышленного производства в ведущих отраслях: сельском хозяйстве, строительстве, торговле, выросли денежные доходы населения.
Налоговая и бюджетная политика в области доходов должна осуществляться с учетом проводимой налоговой и бюджетной политики на федеральном и региональном уровнях, которая в связи с переводом полиции на финансовое обеспечение за счет средств федерального бюджета направлена на перераспределение доходных источников в пользу федерального центра.
В этой связи на первый план выходит проведение работы по мобилизации собственных доходных источников бюджета и их наращиванию, в том числе по расширению налогооблагаемой базы за счет подъема экономики и повышения собираемости налогов.
Основным принципом бюджетной и налоговой политики в области доходов остается улучшение администрирования налоговых и неналоговых доходов. Необходимо продолжить практику совместной деятельности органов государственной власти области, органов местного самоуправления с налоговыми и другими контролирующими органами, направленную на соблюдение налогоплательщиками действующего налогового законодательства.
Администраторам неналоговых доходов необходимо усилить контроль за поступлением в областной и местные бюджеты контролируемых ими неналоговых доходов.
Налог на доходы физических лиц - основной источник, формирующий доходную базу бюджета, и наиболее стабильный по поступлению.
Учитывая планируемое повышение заработной платы в бюджетной сфере и органах внутренних дел, при прогнозировании поступления налога на доходы физических лиц предполагается оптимистический вариант развития экономики района. Рассчитанный на основе фонда оплаты труда прогноз налога исполним (37,6 млн. руб.).
Перед нами, как и прежде, стоит такая непростая, но важная задача по изысканию резервов данного источника за счет повышения эффективности работы по легализации скрытой заработной платы и доведению ее до среднего уровня по отрасли. В результативности этой работы должны быть заинтересованы все и в первую очередь главы поселений. Считаю необходимым занять более активную позицию нетерпимости по отношению к работодателям, выплачивающим заработную плату в конвертах и создающим неформальный рынок труда - усилить работу комиссии по легализации заработной платы.
Заметную роль в расширении налоговой базы стало играть малое предпринимательство. Работа именно с сектором малого и среднего бизнеса должна стать устойчивой основой роста собственной доходной базы муниципальных образований в целом.
Требуется пересмотреть подходы к предоставлению налоговых льгот. Льготы должны быть направлены на стимулирование развития экономики области. В этом направлении правительство Кировской области начало "с себя". В текущем году принято решение об отмене областных налоговых льгот органам власти всех уровней, а также государственным и муниципальным учреждениям. Это стимулирует собственников к инвентаризации и оптимизации имущественного комплекса, повышая эффективность его использования. Речь идет о льготах для юридических лиц. Льготы по таким налогам, как транспортный налог, налог на имущество и другим налогам для физических лиц изменяться не будут.
В прошлом году, в том числе и при рассмотрении бюджета, остро ставился вопрос роста задолженности по платежам в бюджет. На сегодня ситуация несколько стабилизировалась, но стоит задача: до конца текущего года добиваться дальнейшего снижения. Сегодня мы рассмотрим проект Положения о списании безнадежной задолженности в бюджет района. Достижение финансовой стабильности за счет увеличения налогового потенциала района является основной задачей на предстоящий период.
2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ БЮДЖЕТНЫХ РАСХОДОВ
Учитывая сложность формирования бюджета, в ближайшее время возможности районного бюджета по увеличению расходов будут ограничены. И поэтому ключевым направлением бюджетной политики на предстоящий период должно являться повышение эффективности расходования бюджетных ресурсов.
В районе реализуется Программа повышения эффективности бюджетных расходов на 2011-2013 годы. Программа разработана в целях дальнейшей модернизации системы управления общественными финансами, направленной на обеспечение долгосрочной сбалансированности и укрепление устойчивости бюджетной системы района.
Один из приоритетных вопросов – размещение государственного и муниципальных заказов. На сегодняшний день система размещения заказа на территории сформирована и показала свою эффективность: повышение гласности, прозрачности, улучшение качества конкурентной среды – очевидны.
Основным направлением бюджетной политики в области расходов должно являться улучшение условий жизни жителей района.
1. Несмотря на сложности по формированию бюджета предусмотрены в необходимом объеме средства на обеспечение социальных расходов, связанных с оплатой труда, социальными выплатами. При этом должны быть сохранены все ранее предусмотренные меры социальной поддержки отдельных категорий граждан: с 01.06.2011 пересмотрена оплата труда работникам образования, здравоохранения и культуры; с 01.10.2011 повышена заработная плата работникам бюджетных учреждений на 6,5%.
2. С 2012 года вступит в силу еще один приоритет – поддержка материнства и детства и в первую очередь многодетных семей.
Для этого в очередном году необходимо реализовать целый комплекс мер, включающий в себя:
выплату ежемесячного пособия в размере одна тысяча рублей на третьего и последующего ребенка в семье, до достижения ими возраста одного года;
предоставление гражданам, имеющим трех и более детей, земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства или дачного хозяйства;
выделение многодетным семьям на строительство индивидуальных жилых домов древесины на корню до 300 кубических метров на одну семью;
оказание финансовой поддержки многодетным малоимущим семьям в виде единовременной компенсации на приобретение приборов учета;
предоставление гражданам, взявшим под опеку (попечительство) трех и более детей, ежемесячного пособия в размере 1 тыс. рублей.
Кроме того, планируется увеличить все базовые размеры социальных выплат для многодетных семей, а также предусмотреть средства на софинансирование расходов местных бюджетов на обеспечение питанием учащихся 1 и 2 классов сельских общеобразовательных школ.
3. Необходимо вывести на более высокий и качественный уровень проведение оздоровительной кампании для детей.
Второй год за счет средств областного бюджета осуществляется проведение мероприятий по оздоровлению и отдыху детей. Ежегодно различными формами отдыха и оздоровления охватывается более 700 детей.
4. Отдельно хочу остановиться на вопросе обеспечения местами в детских дошкольных учреждениях. На сегодняшний день это, пожалуй, один из самых проблемных вопросов нашей области и в районе. Правительством области и органами местного самоуправления района предпринимаются определенные шаги в данном направлении.
В 2009 году был реконструирован детский сад №5 на 100 мест. В 2010-2011 гг. на базе функционирующих учреждений открыты дополнительные группы в д. Рябиновщина (третья и четвертая группы всего на 40 мест). В планах на 2012 г. открытие после ремонта детских садов в д. Чащино (20+20 мест) и в пгт Аркуль (20 мест). Вместе с тем, несмотря на принимаемые меры, пока не удается удовлетворить растущие потребности населения в получении услуг дошкольного образования. В очереди в детские сады по состоянию на 01.07.2011 стояло 475 детей, из которых 49 % составляют дети от 1,5 до 3 лет.
Поэтому необходимо продолжать работу по строительству нового детского сада на 220 мест и по расширению базы существующих, за счет проведения мероприятий по их капитальному ремонту и реконструкции.
5. Будет продолжена реализация комплексного плана по модернизации общего образования. В текущем году на эти цели из федерального и областного бюджетов получено 36 638 000 рублей, далее планируется привлечь порядка 25 343 000 рублей. Указанные средства будут направлены на приобретение учебного и спортивного оборудования, что позволит значительно улучшить материальную и техническую базу общеобразовательных школ, создаст условия для получения качественного и доступного образования, а также на заработную плату с начислениями.
В области намечено повышение к концу 2013 года заработной платы учителям школ до уровня среднемесячной заработной платы в экономике региона. Необходимые средства на эти цели предусмотрены в бюджете.
Снижение престижа педагогической профессии из-за недостаточной социальной защищенности и низкого уровня заработной платы привело к оттоку специалистов в другие отрасли, к росту числа учителей пенсионного возраста и уменьшению доли молодых педагогов в образовательных учреждениях.
Для изменения негативных тенденций будет продолжена социальная поддержка:
молодых специалистов, окончивших образовательные учреждения среднего и высшего профессионального образования и поступивших на работу в образовательные учреждения района;
педагогических работников, подготовивших победителей и призеров заключительного этапа всероссийской олимпиады школьников или международных предметных олимпиад;
педагогических работников, удостоенных почетных званий Российской Федерации, а также имеющих высшую квалификационную категорию;
студентов высших учебных заведений, обучающихся в рамках целевой контрактной подготовки по педагогическим специальностям.
6. В связи с изменением федерального законодательства в 2012 году произойдут большие преобразования в сфере здравоохранения.
Все муниципальные учреждения здравоохранения приобретут статус областных государственных учреждений. Финансовое обеспечение учреждений здравоохранения будет осуществляться через одноканальное финансирование через систему обязательного медицинского страхования, включая расходы по оплате коммунальных услуг.
Значительно возрастут платежи за обязательное медицинское страхование неработающего населения области.
Будет продолжена работа по направлениям программы модернизации здравоохранения, включающим в себя укрепление материально-технической базы учреждений здравоохранения, мероприятия по информатизации здравоохранения и внедрению стандартов оказания медицинской помощи.
В совокупности за два года на модернизацию здравоохранения района за счет всех источников будет направлено более 24 млн. рублей. В ходе реализации программы модернизации планируется провести ремонтные работы на 2 объектах учреждений здравоохранения, приобрести 12 единиц медицинской техники.
Ставится задача: оснастить компьютерной техникой и программным обеспечением лечебные учреждения района, создать в них 9 автоматизированных рабочих мест.
Данные мероприятия позволят продолжить реализацию проектов по электронной регистратуре, по внедрению электронной амбулаторной карты пациента и ряд других, направленных на приближение квалифицированной медицинской помощи к населению.
Внедрение стандартов медицинской помощи должно повысить качество оказания медицинской помощи лечебными учреждениями области, улучшить обеспечение учреждений лекарственными средствами и расходными материалами, повысить уровень заработной платы медицинских работников учреждений здравоохранения к концу 2012 года по сравнению с началом 2011 года на 30%.
Кроме того, реализация программы модернизации позволит достигнуть снижения потерь трудового потенциала, увеличения средней продолжительности жизни и, в целом, улучшения демографической ситуации в области.
Основная цель на данный момент – передать учреждения здравоохранения без кредиторки.
7. В рамках реализации Федерального закона №83- ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" учреждения культуры района к 2012 году приобретут статус казенных учреждений. Это позволит осуществлять более четкий контроль по предоставлению качественных муниципальных услуг в сфере культуры.
В 2012 году будет продолжено осуществление мер социальной поддержки для молодых специалистов, специалистов учреждений культурно-досугового типа; педагогических работников и работников, имеющих высшую квалификационную категорию учреждения дополнительного образования в сфере культуры.
В 2012 году централизованная библиотечная система войдет в единую областную информационную систему посредством участия в областной целевой программе "Развитие культуры Кировской области на 2009- 2013 годы" по внедрению корпоративных электронных библиотек с учетом неограниченного числа партнеров. При реализации муниципальной целевой программы "Развитие культуры Нолинского района - 2012" запланировано дальнейшее проведение на территории района областных мероприятий при поддержке департамента культуры Кировской области: областной фестиваль-конкурс актерской песни "Шар голубой", посвященный Борису Чиркову, и областной библиотечный фестиваль детского чтения "Вятские сказители". В целях сохранения культурного наследия в наступающем году запланировано начать работы по капитальному ремонту здания Центральной районной библиотеки, являющегося памятником архитектуры 19 века.
При активном участии глав городских и сельских поселений будет продолжена работа по ремонту памятников и обелисков воинам-землякам, погибшим в годы Великой Отечественной войны.
В 2012 году на базе музея краеведения и истории начнет работу Музей матрешки. Грант на реализацию данного проекта был выделен департаментом развития предпринимательства и торговли Кировской области по итогам областного конкурса среди муниципальных образований на право получения субсидий на поддержку и развитие народных художественных промыслов (400 тыс. руб.).
8. Особое внимание следует уделить поддержке физической культуры и спорта, в этих целях в районе разработаны 2 ведомственные целевые программы:
1) "Развитие физической культуры и спорта Нолинского района на 2011-2013 гг.", где запланировано на 2011 год 130 тыс. руб., на 2012 г. – 140 тыс. руб, на 2013 год – 150 тыс. руб.
2) муниципальная целевая программа "Спорт для всех" на 2011-2012 гг., в которой запланировано строительство физкультурно-оздоровительного комплекса с выделением средств из областного и местного бюджетов V = 56 млн. руб. (местный бюджет 2,2 млн. руб.)
В результате планируем увеличить участие наших спортсменов в межрайонных, областных физкультурных и спортивных мероприятиях. Требуются также средства на капитальный ремонт спортивной школы, спорткомплекса (смета на 4454 тыс. руб.), развитие горнолыжной трассы и базы.
До конца 2011 года будет разыгран грант по ремонту спорткомплексов в области в целом на сумму 95 млн. руб., и мы намерены участвовать.
9. В Бюджетном послании Президент России особо подчеркнул: "Меры по развитию социальной сферы не должны сводиться к механическому наращиванию расходов. Необходимо внедрение новых механизмов оказания и финансового обеспечения государственных услуг, повышение их доступности и качества".
Одно из них – совершенствование правового статуса государственных и муниципальных учреждений. С 1 января 2012 года завершается переходный период введения новых форм оказания и финансового обеспечения государственных услуг на областном уровне. Аналогичная работа проводится на уровне района. Нужно заблаговременно принять все необходимые для этого решения, качественно сформировать муниципальные задания для бюджетных и казенных учреждений и нормативы их финансового обеспечения. Это позволит снять устаревшие и избыточные ограничения работы учреждений.
Другим из таких новых механизмов я вижу развитие государственно-частного партнерства.
В 2010 году в области была разработана нормативно-правовая база по данному вопросу. Механизм частного партнерства реализован в рамках ремонта автомобильных дорог за счет кредитных ресурсов инвестора, что позволило своевременно отремонтировать автомобильные дороги регионального значения.
В нашем районе данный механизм планируется реализовать при строительстве детского сада на 220 мест в г. Нолинске. Важной задачей будет являться заключение договоров подряда с инвесторами и включение в муниципальный бюджет средств на приобретение результатов деятельности частного партнера.
10. Финансирование мероприятий модернизации жилищно-коммунального хозяйства района необходимо сосредоточить на тех объектах, поддержка которых позволит улучшить условия проживания граждан и стабилизировать тарифную политику на коммунальные услуги. В 2011 году МО Медведское сельское поселение вошло в ОЦП "Реформирование и модернизация ЖКХ" на сумму 1400 тыс. руб. ремонт водопровода.
Кроме того, нужно продолжить направление, связанное с установкой коллективных (общедомовых) приборов учета потребления тепловой и электрической энергии, а также газа, воды. В 2012 г. район планирует участвовать в этой же программе 4-мя поселениями (город, Рябиновское, Медведское и Красноярское). Проект по новому строительству очистных сооружений в Перевозском СП будет проходить экспертизу и в дальнейшем участвовать в ОЦП "Охрана поверхностных водных объектов на территории Кировской области 2012-2017 гг.". Планирует участвовать в этой программе и Нолинское городское поселение.
По №185-ФЗ через средства фонда реформирования ЖКХ будут участвовать в программе "Капитальный ремонт многоквартирных домов" Нолинское и Аркульское городские поселения.
11. Государственная поддержка сельского хозяйства рассматривается практически как социально-защищенные статьи областного бюджета. За последние годы объем оказываемой поддержки с учетом средств бюджетов разных уровней составил 31971 000 рублей.
Все, наверно, помнят, какая засуха нас постигла и в 2010 и в 2011 году. Поддержка, оказанная на возмещение ущерба селянам, пострадавшим от засухи, позволила возместить 73 % от суммы ущерба, понесенного в результате засухи.
Несмотря на аномальные погодные условия, в ходе реализации областной целевой программы "Развитие агропромышленного комплекса Кировской области на период до 2015 года" за 2010 год выполнено более половины показателей эффективности, предусмотренных программой, в том числе увеличилось производство молока и яиц в хозяйствах всех категорий, поголовье племенных животных в области, количество организаций по племенному животноводству. В текущем году повышение урожайности зерновых и, как следствие, увеличение производства зерна достигнуто в том числе и за счет дополнительной помощи из областного бюджета в конце прошлого года на приобретение минеральных удобрений.
На плановый период необходимо предусмотреть средства на поддержку селян с учетом их индексации к уровню текущего года. Следует сохранить поддержку племенного животноводства, поддержание почвенного плодородия, технической и технологической модернизации, производства молока, а также по возмещению части затрат на уплату процентов по привлеченным кредитам и других направлений. Продолжить поддержку сельских поселений через развитие социальной и иной инфраструктуры, улучшение жилищных условий молодых семей, молодых специалистов и граждан, проживающих в сельской местности.
Кроме того, необходимо организовать в районе хотя бы раз в год сельскохозяйственную ярмарку (например, в октябре "День урожая") с прямым участием сельхозтоваропроизводителей районов юго-восточного "куста".
РАЗВИТИЕ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
Правительство области неизменно придерживается курса на усиление местного самоуправления, повышение его самостоятельности, подкрепляя данные решения финансовыми источниками. Как можно больше вопросов должно решаться на муниципальном уровне, в том числе и на уровне городских и сельских поселений. Это позволит повысить уровень доверия граждан, ответственность муниципальных властей перед населением за принятые решения, повысить эффективность работы.
На предстоящую перспективу основным приоритетом во взаимоотношениях с муниципальными образованиями вижу работу по развитию их экономики и, как следствие, расширение налогооблагаемой базы на местах.
Политика в сфере межбюджетных отношений должна быть основана на стабильности законодательно установленного разграничения расходных полномочий, нормативов отчислений от доходов, механизмов формирования и предоставления межбюджетных трансфертов.
Основные направления бюджетной политики в области межбюджетных отношений:
1. Укрепление доходной базы местных бюджетов за счет передачи дополнительных отчислений от федеральных и региональных налогов и сборов.
В целях дальнейшего укрепления налоговой базы местных бюджетов, а также с учетом положений Бюджетного кодекса Российской Федерации увеличен норматив отчислений в бюджеты муниципальных районов от налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, до 50%.
2. Необходимо продолжить реализацию механизмов для поощрения самостоятельности и инициативности органов местного самоуправления, в том числе:
стимулирования самообложения граждан. На сегодняшний день самообложение граждан введено в 4 поселениях района. 4 декабря в 8-ми поселениях будет проходить референдум по введению самообложения граждан в 2012 году. Положительному решению земляков по этому вопросу способствовало решение о софинансировании со стороны областного бюджета. Поэтому необходимо продолжить данную практику исходя из соотношения: один рубль, собранный муниципальными образованиями, и один рубль, дополнительно выделяемый из областного бюджета;
поддержка местных инициатив, это еще более сложная форма самообложения, требующая не только принятия решения о перечислении средств, но и личного участия в реализации проекта.
В 2011 году 2 проекта местных инициатив реализуются Рябиновским и Аркульским поселениями. В текущем году на 2012 год заявки подали уже 9 поселений района (кроме Кырчанского). На предстоящий период необходимо продолжить и развивать этот механизм, теперь к реализации проекта планирует подключиться и муниципальный район. В областном бюджете на эти цели заложено 150 млн. руб.
3. Решая задачу по развитию экономики муниципальных образований, требуется их стимулирование за достигнутые результаты по развитию территорий. Начиная с 2012 года, ежегодно будет предусмотрена в бюджете области дотация на стимулирование муниципалитетов с объемом не менее 60 млн. рублей. Нормативная база по данному вопросу была разработана еще в 2010 году. В бюджете района на эти цели заложено 178 тыс. руб. в 2011 году.
Основные задачи налоговой и бюджетной политики на 2012 год
Налоговая политика бюджета муниципального района будет направлена на содействие дальнейшему росту и восстановлению экономики после кризиса, повышение инвестиционной активности, а также на обеспечение устойчивости и результативности бюджетной системы.
Основная задача налоговой политики - это обеспечение роста доходов и стимулирование экономического развития по приоритетным направлениям.
Для решения основной задачи налоговой политики наряду с основными направлениями налоговой политики необходима реализация следующих мер:
повышение эффективности администрирования налоговых и неналоговых доходов бюджета муниципального района;
систематический мониторинг платежей в разрезе доходных источников, повышение потенциала использования имущественных налогов;
обеспечение эффективного управления муниципальной собственностью и увеличение доходов от ее использования;
работа по выводу "из тени" доходов индивидуальных предпринимателей, легализации ими заработной платы;
проведение целенаправленной работы с предприятиями-недоимщиками по погашению задолженности по платежам в бюджет;
налаженное взаимодействие с налогоплательщиками, находящимися на территории муниципального района, в целях принятия мер по улучшению результатов их финансово-хозяйственной деятельности, сокращению задолженности по платежам в бюджет, своевременной уплате текущих платежей, увеличению поступлений налогов в бюджеты всех уровней.
Особое внимание необходимо уделить привлечению средств федерального и областного бюджетов на реализацию приоритетных направлений социально-экономического развития муниципального района. Это означает активное участие органов местного самоуправления в федеральных и областных конкурсах и программах, продвижение проектов социально-экономического развития муниципального района на федеральном и областном уровнях для привлечения дополнительных бюджетных средств. Для этого необходимо осуществлять постоянное тесное взаимодействие с органами исполнительной власти Кировской области.
Направления бюджетной политики в области расходов являются основой для обеспечения рационального и эффективного использования бюджетных средств, повышения качества и доступности бюджетных услуг.
Для решения указанных задач в 2012 году необходимо реализовать мероприятия по следующим основным направлениям:
1. Обеспечение сбалансированности бюджета Нолинского муниципального района.
На протяжении ряда лет бюджет муниципального района принимался с дефицитом. Необходимо сократить в 2012 году дефицит бюджета муниципального района по сравнению с уровнем 2011 года. Решение этой задачи подразумевает, в том числе, планирование бюджетных расходов исходя из консервативного метода. Необходимо обеспечить максимально эффективное использование ресурсов, отказаться от реализации задач, не носящих первоочередной характер, пересмотреть сроки реализации и объемы финансового обеспечения ранее заявленных проектов и программ. Всем главным распорядителям средств бюджета района необходимо разработать мероприятия по экономии имеющихся средств.
Новые расходные обязательства должны приниматься только на основе тщательной оценки их эффективности и при наличии ресурсов для их гарантированного исполнения в пределах принятых бюджетных ограничений.
2. Внедрение программно-целевых принципов организации деятельности органов местного самоуправления.
Целесообразно в максимальной степени реализовать программно-целевой принцип планирования и исполнения бюджета. Основную часть бюджета должны составлять долгосрочные и ведомственные целевые программы. Причем необходимо включать в бюджет только те долгосрочные целевые программы, реализация которых будет иметь наибольший социальный, бюджетный эффект. Кроме того, в соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса РФ, поселения также должны разработать и утвердить собственные целевые, в том числе и ведомственные программы. Главным распорядителям средств бюджета района необходимо обеспечить формирование бюджетных ассигнований, направляемых на реализацию целевых программ, в объеме не менее 70 % от выделенных средств. Администрация района подготовила мероприятия по повышению эффективности системы муниципального управления. Эти вопросы нашли отражение в Программе повышения эффективности бюджетных расходов на период до 2013 года, в основу которой положены программно-целевые принципы деятельности органов местного самоуправления, включая расширение их самостоятельности и усиление ответственности за принятые решения. С 2012 года значительная часть бюджета муниципального района должна быть представлена в виде комплекса долгосрочных муниципальных программ.
3. Развитие новых форм оказания и финансового обеспечения муниципальных услуг.
Для выполнения настоящей задачи главные распорядители средств должны составить предложения о результатах и основных направлениях деятельности, где будут четко определены количественные показатели задач, решаемых в рамках бюджета, показатели, характеризующие результаты деятельности. В этих целях следует пересмотреть и дополнить перечень бюджетных услуг, по которым производится оценка потребности в их предоставлении. Необходимо предусмотреть средства на стимулирование субъектов бюджетного планирования, которые добились качества предоставляемых ими бюджетных услуг. Вместе с тем, по бюджетным услугам, по которым не разработаны стандарты качества их предоставления, не выполняется доведенное задание, расходы следует сокращать. Это позволит повысить ответственность руководителей за выполняемые подведомственными учреждениями функции, их эффективность, перейти к режиму жесткой экономии бюджетных средств, предполагающему достижение максимально возможного эффекта от каждого бюджетного рубля.
На повышение доступности и качества муниципальных услуг нацелены изменения в правовом положении муниципальных учреждений. Федеральный закон № 83 вступил в силу с 1 января 2011 г. с переходным периодом до 1 июля 2012 г.
Целесообразно рассмотреть возможность перевода значительной части бюджетных учреждений со сметного принципа финансирования на формирование муниципальных заданий с обеспечением финансирования за счет субсидий.
Необходимо развивать систему мониторинга качества организации бюджетного процесса, осуществляемого главными распорядителями бюджетных средств, муниципальными образованиями, использовать ее результаты при оценке деятельности руководителей в целях повышения их ответственности за достижение установленных показателей.
4. Оптимизация структуры органов местного самоуправления.
Основным направлением повышения эффективности деятельности органов местного самоуправления должна стать оптимизация структуры, состава и полномочий органов местного самоуправления, по результатам которой планируется сокращение дублирования функций и полномочий.
Будет продолжена работа по оптимизации расходов на содержание органов местного самоуправления, в том числе путем установления нормативов формирования расходов на содержание органов местного самоуправления исходя из предельной штатной численности работников, контроля за его соблюдением. В 2012 году в связи с переводом учреждений здравоохранения на одноканальное финансирование через ФОМС в бюджете района не будет расходов по учреждениям здравоохранения.
5. Повышение эффективности расходования бюджетных средств.
Необходимо четко определить приоритеты и цели использования бюджетных средств, проведя подробную инвентаризацию бюджетных расходов в целях исключения необязательных затрат.
(Окончание на 4 стр.).
*