Конституция Российской Федерации была принята 12 декабря 1993 года. Первые выборы Кировской областной Думы состоялись 20 марта 1994 года.
Выборы проводились по мажоритарной (один округ – один мандат) избирательной системе. Границы избирательного округа совпадали с административными границами районов и городов областного подчинения. По численности избирательные округа были очень неравнозначными, и депутаты, бывало, спорили между собой, кто «всенароднее», за кем стоит больше электората.
Законотворчество было новым для депутатов делом. Звонили коллегам из соседних регионов, ездили перенимать опыт, доехали даже до Чечни.
Кроили более чем скромный областной бюджет по принципу «всем сестрам по серьгам» и думали, как грамотно дать льготу какому-либо предприятию, чтобы через некоторое время получить от него оптимальную отдачу.
Законом была предусмотрена возможность работать на профессиональной основе для 10 депутатов. Однако народные избранники решили, что в период финансовой нестабильности это – непозволительная роскошь и ввели только две освобожденные должности – председателя и его заместителя. первым председателем стал Михаил Михеев. Его заместителем избрали Валерия Кайсина.
В отличие от Конституции Российской Федерации, которая установила в стране президентскую республику, глава вятского региона, хоть и имел право наложить вето на нормативные правовые акты, принятые Думой, не мог по своему произволу распустить законодательный орган власти. Его вето было легко преодолимо – двумя третями депутатских голосов.
Первая дума проработала два года. И подготовила закон, в соответствии с которым состоялись первые в истории вятского края прямые, всенародные и на альтернативной основе выборы губернатора Кировской области.
АНТИКРИЗИСНЫЙ СОЗЫВ
Система выборов депутатов Кировской областной думы второго созыва осталась мажоритарной. Но изменился подход к делению региона на избирательные округа. Число избирателей в них стало примерно равным.
Второй созыв оказался, пожалуй, наиболее сплочённым за всю историю законодательного органа власти. Депутаты еще не были разбиты на фракции, не находились в оппозиции друг к другу. Работа шла исключительно на результат. Именно в это время закладывались основы будущего экономического развития, разрабатывались законы на перспективу.
Некоторый экономический рост, наблюдавшийся в 1997 – первой половине 1998 года, был прерван финансовым кризисом. В августе 1998 года страна объявила дефолт. Именно второму созыву пришлось реагировать на новый вызов, разрабатывать экстренные антикризисные меры, что в полной мере отразилось в бюджете 1999 года, который был преимущественно социальным, и в законах, принятых в конце 1998 – в 1999 году.
Ставка была сделана на предпринимательство и малый бизнес – как более мобильный, способный адекватно реагировать на общественные запросы. Принимаются законы «О развитии малого предпринимательства…», «О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности…», «Об упрощенной системе налогообложения…». Из предложенных федеральными законодателями налоговых схем депутаты выбрали наиболее оптимальную, создав для предпринимателей режим наибольшего благоприятствования.
Позитивным последствием кризиса стало повышение конкурентоспособности российской экономики. Оздоровилась и государственная политика, финансовый кризис заставил более ответственно относиться к бюджетному планированию. Впервые в Кировской области был принят Закон «О бюджетном устройстве и бюджетном процессе», который обобщил федеральные нормы с региональной практикой и сделал правила игры на бюджетном поле прозрачными и понятными.
За четыре года, отведенных для работы второму созыву, было принято немало базовых законов, регулирующих правоотношения в самых разнообразных сферах.
Некоторые из них действуют и по сей день.
НА ВОЛНЕ РЕФОРМ
Именно в этом созыве, 4 июля 2002 года, Кировская областная дума была переименована в Законодательное собрание Кировской области. В названии депутаты решили закрепить свое исключительное право принимать региональные законы.
Годы работы третьего созыва пришлись на время реформ. Были приняты новые кодексы, которые принципиально ломали старую систему отношений. Все они были направлены на то, чтобы закрепить рыночные правила игры в самых разных хозяйственных сферах, чётко распределив роли – собственников, арендаторов, пользователей, контролёров.
Воздух был буквально наэлектризован, когда обсуждались законы, связанные с распределением недр, земель, лесов и вод, ведь право собственности на них является определяющим в общественных отношениях.
Именно этому созыву довелось взять на себя и удар социальных реформ. 122-й ФЗ перевел льготы с натуральной формы на денежную и существенно пересмотрел систему социальной поддержки. На областной и местные бюджеты было возложено свыше 80 льгот более чем 30 категориям граждан. Многие категории льготников пришлось обеспечивать за счёт областного бюджета. Депутаты Законодательного собрания третьего созыва разработали свои, региональные законы в поддержку этих людей.
Еще одной серьезной задачей депутатов была реформа местного самоуправления. Кировская область едва ли не первой в России создала законы, установившие новый принцип деления муниципальных образований. Вместо 45 (39 районов и 6 городов) у нас стало более пятисот (!) муниципальных образований.
И, конечно же, перед депутатами, среди которых было немало промышленников, стояли вопросы: как помочь реальному сектору экономики, привлечь инвестиции, заставить область развиваться? Были разработаны Законы «О промышленной политике…», «О регулировании инвестиционной деятельности…», «О залоговом фонде…», «О региональной научно-технической политике» и т.д.
Именно третий созыв воплотил мечту предыдущего – создал Контрольно-счетную палату, которая перед тем как стать самостоятельным и независимым органом работала в структуре Законодательного собрания.
Третий созыв запомнился как интеллектуально мощный, монолитный и работоспособный. Главным уроком, им преподанным, стало понимание: плох тот депутат, который борется за свои «местечковые» интересы. Хорош тот, кто создает условия для жизни всего населения и для развития всего региона.
В РЕЖИМЕ ПАРТИЙНОСТИ
Законодательная власть в Кировской области прошла свое становление. Ее дальнейшее развитие шло, в том числе, через усиление роли политических партий.
Впервые в Кировской области половина депутатских мандатов была отдана партиям, победившим на выборах. Впервые во власть пришли профессиональные политики. Впервые в таблице профессиональной принадлежности появилась графа «многопрофильный бизнес».
Все пять лет работы четвертого созыва прошли «в режиме партийности», и это вносило на площадку Заксобрания атмосферу дискуссионности и динамичности. Был сформирован Совет, куда, помимо высшего руководства ОЗС и председателей комитетов, вошли лидеры всех фракций. На Совете пытались найти компромиссы по наиболее значимым и по спорным вопросам.
Контролю за партийной дисциплиной способствовала система электронного голосования, для которой оборудовали зал заседаний вскоре после начала работы четвертого созыва. 31 июля 2006 года начал работу интернет-сайт Законодательного собрания Кировской области. Технологический уровень оснащения рос, а вместе с ним рос уровень открытости и доступности Заксобрания.
Четвертый созыв пришелся на период некоторого экономического подъема. Стало возможным планировать бюджет на три года вперед. Президент объявил четыре масштабных национальных проекта. Законами области утверждались все наиболее значимые областные целевые программы.
Росли и крепли «горизонтальные» связи. Депутаты Кировской области встречались со своими коллегами из других регионов не только на официальных, но и на спортивных площадках. Четвертый созыв был вообще на редкость спортивным и немало сил приложил, чтобы развивать в регионе массовый и детский спорт.
И, конечно же, пришлось заниматься выборным законодательством. Главным образом, в связи с отменой прямых губернаторских выборов и усилением роли законодательных органов в вопросах назначения на должность главы региона. В конце 2008 года на пленарном заседании полномочиями губернатора Кировской области депутаты наделили Никиту Белых.
НА ПРОФЕССиоНАЛЬНОЙ ОСНОВЕ
Число руководителей Законодательного собрания в пятом созыве увеличилось до пяти. Вице-спикерами стали представители всех четырех фракций политических партий, победивших на выборах.
Было принято еще одно важное кадровое решение: дать возможность председателям комитетов работать на профессиональной основе.
Это не замедлило сказаться на работе Законодательного собрания. Улучшилось качество принимаемых законов. Выросло количество законодательных инициатив от депутатов. Если раньше принятие законодательных актов в основном инициировалось исполнительной властью, то в пятом созыве более половины законопроектов в повестках каждого пленарного заседания – от депутатов.
Впервые в пятом созыве по инициативе депутатов был принят Закон «О контрольной деятельности депутатов Законодательного Собрания Кировской области», который позволил им усилить контроль и за деятельностью исполнительной власти, и за работой органов местного самоуправления.
Примеры, когда депутатский контроль заставил чиновников делать свою работу как должно, а не абы как, не единичны. Конечно же, выявить такие ситуации помогает постоянная связь депутатов со своими избирателями. В каждом райцентре у депутатов есть общественные приемные.
Впервые опробована такая форма работы, как «Дни района в Законодательном собрании Кировской области». Смысл ее заключается в том, чтобы выявить «болевые точки» района, подсказать, как действовать в той или иной ситуации, как найти выход из трудного положения, а возможно, работая над бюджетом, и пролоббировать интересы территории.
Реализуя принцип «народности», депутаты пятого созыва ориентируются не только на своих непосредственных избирателей, но и на общественные организации, которых в Кировской области насчитывается более двух тысяч. Со многими из них подписаны соглашения о сотрудничестве в законотворческом процессе.
В будущее депутаты смотрят с оптимизмом. Они готовы принять любые формы работы, если они – во благо жителей Кировской области.