Сергей Михайлович Родыгин родился и вырос в городе Нолинске. Здесь он получил образование, был направлен Нолинским военкоматом в армию и сюда же вернулся после двух лет службы в военно-морском флоте. Шел 1994 год. А уже в январе 1995-го Сергей Михайлович поступил на службу в милицию - он был принят инспектором ДПС и патрулировал дороги района вплоть до 2002 года.
За семь лет службы многое бывало: и угоны, и погони...… Но время было другим. Например, собираясь на пост, инспекторы надевали каски и садились втроем на один мотоцикл. Да и среди нарушителей правил дорожного движения были, в основном, мотоциклисты и водители отечественных "Москвичей" и "ВАЗов". В погоне за ними, бывало, приходилось и по Медведскому бору на своих двоих пробежаться, и выжимать все силы из казенного мотоцикла "Иж".
Через семь лет Сергея Михайловича перевели госинспектором в межрайонное регистрационно-экзаменационное отделение ГАИ. В то время начальником здесь был Родыгин Владимир Иванович. Он делился опытом с молодым коллегой, рассказывал об особенностях службы в отделении, о том, с какими сложностями придется столкнуться в повседневной работе и как с ними бороться.
У госинспектора МРЭО обязанностей много. Например, нужно зарегистрировать автомобиль. Казалось бы, это дело нехитрое: пришел, получил права и можешь с чистой совестью ездить на своем, только что приобретенном железном коне. Да не так все просто.
Несколько лет назад для того, чтобы получить номерные знаки, нужно было отстоять несколько часов в очереди: в отделение приходили и покупатель, и продавец. Первый снимал с учета свое авто, а второй ставил на учет. И это уже два человека. Плюс несколько сочувствующих - супруга или брат с каждой стороны, а может, еще и друзья...… Здесь же можно было оформить полис ОСАГО, а это еще одна очередь. В общем, народу всегда было много.
Бывали и неприятные случаи. Вот, к примеру, пригнали авто ставить на учет, а при проверке выявлено, что номера на нем перебиты...… Шок - слишком слабое слово, чтобы передать чувство покупателя. Получается, что накладывают запрет на эксплуатацию автомобиля, возбуждают уголовное дело по факту возможного угона, а добросовестный покупатель остается и без машины, и без денег. За практику Сергея Михайловича таких случаев наберется не один десяток.
- Одним из самых непростых дней недели была суббота, когда желающие получить права сдавали экзамены по теории и на практике, - рассказывает С. М. Родыгин. - И далеко не все сдавали их с первого раза. Вот, к примеру, одна девушка только при мне проходила "экзаменационную пытку" 13 раз. А водительские права получила уже после того, как я на пенсию ушел.
Но не только девушкам непросто давалось обучение вождению. Некоторым юношам тоже не единожды приходилось приходить и вытаскивать билеты, сдавать вождение по автогородку и на улицах города.
- Дорога не прощает ошибок, - говорит Сергей Михайлович. - Получить права, только заплатив деньги, нельзя. Я считаю, что человек обязательно должен пройти обучение в автошколе, чтобы получить полный груз знаний. У меня жена и сестра тоже просили научить их водить машину, чтобы потом с самоподготовкой получить водительские права. Так до сих пор на пассажирском сидении и ездят…...
Действительно, наверное, самое важное в работе главного госинспектора МРЭО (эту должность в течение долгих лет занимал С. М. Родыгин) - не допустить, чтобы на дорогу выехали плохо подготовленные водители. Быть требовательным, внимательным к мелочам, ответственным, тактичным и в то же время строгим - эти качества Сергей Михайлович хотел видеть в своих подчиненных, когда стал начальником отдела. Он, как в свое время и его руководитель Владимир Иванович Родыгин, старался передать свой опыт и знания более молодым коллегам. Поэтому, когда в 2011 году Сергей Михайлович ушел в отставку, он не волновался за родное дело: ответственный пост начальника межрайонного регистрационно-экзаменационного отдела ГИБДД он передал грамотному специалисту - Владимиру Алексеевичу Косолапову.
На протяжении долгих лет МРЭО обслуживает автомобилистов Нолинского, Немского и Сунского районов. За 40 лет, а именно столько исполняется сегодня этой службе, через регистрационную службу прошло огромное количество автомобилей, было выдано несколько десятков тысяч водительских удостоверений. И если раньше права в 99 процентах случаев получали мужчины, то сегодня среди слушателей курсов по обучению водителей категории "В" большая часть - девушки. Кто-то из них гонится за модой, а для других получить право сесть за руль автомобиля - необходимость.
Все начинающие водители подтверждают свою готовность стать полноправными участниками дорожного движения, приходя на экзамен в регистрационно-экзаменационное отделение. И хорошо, что знания их проверяют опытные специалисты. Значит, на дорогах как минимум трех районов области будет безопаснее.
Именно так рассуждает Сергей Михайлович Родыгин. Более полутора лет назад он вышел на пенсию, но поскольку все еще молод, то решил применить на практике знания, полученные во время обучения в Нолинском техникуме механизации сельского хозяйства. Сейчас он работает контрольным механиком в ООО "Нолинскавтотранс". А значит, как и прежде заботится о безопасности граждан на дороге, поскольку от его каждодневного труда зависит жизнь каждого из пассажиров автобусов.