Каждое утро на улицы города выезжает более тысячи автотранспортных средств. Наши дороги, проложенные сто-двести лет назад, не рассчитаны на такой поток. Старожилы говорят: "Дожили! И у нас автомобильные пробки появились!"
Еще несколько десятилетий назад считалось нормой, если ребенок пешком преодолевал 5-10 километров до школы. Сегодня же родители стараются как можно ближе подвезти свое чадо к ступенькам образовательного учреждения. А поскольку большая часть учеников посещает городскую школу, начиная с половины восьмого утра, поток машин медленно, но верно движется сначала в гору, а потом вниз.
И все-таки, места на дороге вполне хватило бы для всех машин, но вот беда - день ото дня этих самых дорог становится все меньше, а те, что еще функционируют - все у'же. И даже те улицы, что расчищают, становятся опасны и для пешеходов, и для автомобилистов: высота снежных валов не позволяет участникам дорожного движения вовремя заметить друг друга. Тут и до беды недалеко. Кто виноват в такой ситуации? Погода? Администрация города? А может, сами жители?
Кто виноват и что делать?
Погода нынче и впрямь преподнесла немало сюрпризов: то снежный покров был едва заметен, а то земля укуталась в белое одеяло, словно и вовсе просыпаться не собирается. Еще 1 февраля, по официальным данным метеорологической службы (информация размещена в открытом доступе по ссылке: http://rp5.ru/Архив_погоды_в_Нолинске), высота снежного покрова составляла 45 см, а 9 февраля этот показатель установился на уровне 68 см. И снег, судя по прогнозу погоды, в ближайшее время не прекратится. Бороться со стихией бессмысленно. Нужно приспосабливаться к изменениям. А в данном конкретном случае необходимо расчищать дороги.
Ведущим предприятием, оказывающим услуги по расчистке дорог на территории района, является ДУ-27. Его руководитель, С.В. Якимова, рассказала нам, что администрация города заключила с дорожным управлением контракт на расчистку дорог по улицам Ленина, Пригородной, Фрунзе (до перекрестка с ул. М. Горького), М. Горького (до остановки у магазина №8), Федосеева, Бехтерева (до старого ремзавода), К. Маркса, Первомайская (до ул. Бехтерева), П.-Бульварная (до ул. Спартака), ул. Спартака.
Вся техника, занятая на расчистке, выходит на свои маршруты в 5 часов утра. Первым делом, проводится уборка снега и подсыпка песко-соляной смесью улиц Ленина, Фрунзе и Бехтерева. Несмотря на то, что время раннее, движение на дорогах все равно уже есть. Но движущийся автотранспорт еще полбеды, главное - расчистке дорог мешают те автомобили, что стоят вдоль обочин.
Сильные снегопады, что радуют в этом году детвору, засыпали снегом практически все дворы. Для многих автовладельцев это стало поводом оставлять свой транспорт вдоль проезжей части. И из-за этого день ото дня дороги города становятся все уже.
Но есть и другая беда: в обязанности дорожников входит только расчистка проезжей части (согласно договору подряда). А вот о том, чтобы тротуары продолжали оставаться пешеходной зоной, должны беспокоиться собственники зданий, к которым они прилегают. Городской бюджет не обязан оплачивать расчистку снега возле особняков, личных гаражей, многоквартирных домов…...
Только в течение последних месяцев во всевозможные инстанции поступила масса жалоб и обращений о том, что работники дорожных служб при расчистке проезжей части улиц попутно заваливают тропки и съезды к домам и гаражам. Иногда, к сожалению, доходит и до открытых препирательств и рукоприкладства.
- Тяжелой техники ДУ-27 всего четыре единицы, которые обслуживают весь Нолинский район, - рассказывает Светлана Васильевна. - Сразу после основных улиц города нам нужно расчистить дорогу регионального значения, затем - районного, вновь вернуться в город и, кроме этого, еще выполнить свои обязательства и договоренности перед остальными поселениями. Объем работы огромный, а технические возможности скромные. И при всем этом огромную часть работы мы выполняем себе в убыток, просто чувствуя свою социальную ответственность. Так, к примеру, наши затраты на выполнение подряда по расчистке дорог города значительно выше, чем сумма, которую мы получаем по контракту. Так продолжаться до бесконечности не может. Скорее всего, в следующем году мы откажемся от участия в конкурсе на право заключения контракта на расчистку дорог в городе Нолинске…...
А между тем…
Работа по проверке соблюданения законодательства в сфере обеспечения безопасности дорожного движения в Нолинском районе всегда велась очень активно. Для простых граждан она, чаще всего, проходила незаметно, а вот руководители поселений ощущали ее на себе в полной мере. Так, к примеру, только в январе прокуратура Нолинского района приняла участие в большом количестве проверок состояния дорожно-транспортной сети района. В суд было направлено 10 исковых заявлений на устранение нарушений законодательства о безопасности дорожного движения.
Они коснулись, к примеру, Перевозского, Шварихинского сельских поселений, а также города Нолинска. Требования прокуратуры направлены не только на приведение в соответствие с нормами законодательства дорог, но и пешеходных переходов, высоты снежных валов на перекрестках…... Стоит отметить, что, помимо непосредственного выполнения решений суда, зачастую дорожники и главы поселений должны выплатить значительные штрафы, доходящие до полусотни тысяч рублей.
В качестве послесловия
Корреспонденту "СН" совсем недавно удалось пообщаться с нолинчанином, который на протяжении последних лет жил вдали от малой родины, а этой зимой решил навестить родную сторону. Он пришел в ужас от того, во что сами жители превратили свой город. Заботясь о себе, люди забывают о соседях, стариках, детях - всех тех, кто каждый день ходит по улицам. Свисающие с крыш сосульки, "заячьи" тропы вдоль заборов - еще несколько десятилетий назад уважающий себя хозяин ни за что не оставил бы свое жилище в таком состоянии. Конечно, так не везде. Но стоит лишь немного свернуть с центральных улиц города, и такая картина становится нормой. Так во всем ли виноваты погода, дорожники и городская власть?