"В целях повышения роли и значения института местного самоуправления, развития демократии и гражданского общества" Указом Президента Российской Федерации В. В. Путина от 10 июня 2012 года N 805 установлен новый праздник – День местного самоуправления. Отмечаться он будет ежегодно 21 апреля.
Истоки
Именно в этот день в 1785 году императрицей Екатериной II была утверждена "Жалованная грамота городам" ("Грамота на права и выгоды городам Российской империи"), фактически положившая начало развитию российского законодательства о местном самоуправлении.
Сегодня местное самоуправление – неотъемлемая часть государственного устройства, его управленческого механизма, играет важную роль в повседневной жизни граждан, приближении к европейским стандартам государственного строительства.
6 октября 2003 года увидела свет новая редакция Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" №131-ФЗ и, наряду с реформами, проводимыми в настоящее время: государственной власти, финансовой, образования, здравоохранения и другими – реформа местного самоуправления твердо шагает по стране.
Реформирование местного самоуправления, в соответствии с федеральным законом, идет и в Кировской области. 23 декабря 2004 года Законодательным собранием Кировской области был принят Закон области "О местном самоуправлении в Кировской области"
МСУ в Нолинском районе
В Нолинском, да и в других районах области, в соответствии с вышеуказанными законами, в те годы проводилась значительная работа: распоряжением главы администрации Нолинского района от 28.11.2003 № 690 создана рабочая группа по разработке нормативных актов, предложений и рекомендаций по реформированию местного самоуправления в районе. В нее вошли глава района, управляющий делами, заместитель главы администрации по экономике, начальник районного финансового отдела, заведующий отделом по работе с органами местного самоуправления, главы двух сельских округов, специалист администрации поселка городского типа и заместитель главы администрации города.
Рабочей группой был проанализирован реестр населенных пунктов района, в результате в 2004 году снято с учета 13 нежилых населенных пунктов, а в 2005 – еще 4. Уточнены границы районов, установлены границы территорий вновь созданных муниципальных образований, проведена необходимая работа по укрупнению сельских округов и созданию новых муниципальных образований в соответствии со статьей 11 федерального закона №131.
В Кировской области из 44 муниципальных районов было создано 512 муниципальных образований: 39 муниципальных районов, 6 городских округов, 403 сельских поселения, 64 городских поселения.
На территории Нолинского района в соответствии со статьей 2 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" № 131-ФЗ созданы 8 сельских поселений – Красноярское, Перевозское, Кырчанское (в составе Карачевского и Кырчанского сельских округов), Лудянское (Лудянский, Лудяноясашинский, Верхоишетский округа), Медведское (п. Медведок, Юртикский и Сырчанский сельские округа), Рябиновское (Варнаковский, Рябиновский округа), Татауровское (Татауровский, Симахинский округа), Шварихинское (Зыковский, Ереминский, Хмелевский, Шварихинский округа) и два городских –
г. Нолинск и пгт. Аркуль. Все поселения объединены в Нолинский муниципальный район с численностью населения почти 21 тысяча жителей.
В этот период расширены формы непосредственного участия населения в осуществлении местного самоуправления (МСУ): референдумы, муниципальные выборы, голосование по отзыву депутата или выборного должностного лица МСУ, голосование по вопросам изменения границ муниципального образования. А также предлагаются такие формы осуществления МСУ, как собрание или опрос граждан, обращения в органы МСУ, правотворческая инициатива граждан.
Особое внимание в наше время уделяется территориальному общественному самоуправлению – это "самоорганизация граждан по месту их жительства... для осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения". Это могут быть такие объединения, как домовые комитеты, уличные комитеты, "десятидомки", советы микрорайонов и другие.
Сформированы в каждом поселении обязательные органы местного самоуправления: дума (12 депутатов в сельских поселениях, 15 – в городских, 18 – в районной), местная администрация, глава муниципального образования.
Экономической основой местного самоуправления являются муниципальное имущество и местные бюджеты (их доходы и расходы), а также "средства самообложения граждан".
К чему нужно стремиться
Член комиссии при Президенте РФ по вопросам федеративных отношений и местного самоуправления В. В. Шипов в статье "Смысл реформы – движение в направлении к людям" пишет: "Первый закон о местном самоуправлении был принят в 1991 году, но в силу того, что наше законодательство было несовершенно, местное самоуправление так и не стало реальностью. Но времени в историческом плане прошло совсем не много. Зрелое МСУ – это лет 50. Вообще-то, местное самоуправление – это движение "снизу". Но оно должно поддерживаться "сверху". Должны создаваться условия для того, чтобы оно естественным образом развивалось в поселениях. Когда ты имеешь возможность влиять на те решения, которые принимаются и от которых зависит твоя жизнь каждый день, тогда ты заинтересован в этом, тогда ты участвуешь в этом процессе, тогда реально раскрывается тот огромный потенциал нашего населения, который сегодня используется в очень незначительной степени.
В созданной вертикали власти самым главным должен быть человек с его конкретными заботами, жители того или иного города или поселка. Именно их повседневные проблемы и должна решать власть".
Да будет так.
Н. В. Исупова,
зав. отделом по работе
с органами местного
самоуправления.