Наша газета не раз писала о Герое Советского Союза, нашем земляке Иване Федотовиче Якурнове.
СЧегодня мы еще раз вспомним, каким человеком он был.
Наш земляк Иван Федотович Якурнов (на фото) родился 7 ноября 1912 года в д. Емаевщина Лудяно-Ясашинского сельсовета Нолинского района в семье крестьянина. Окончил рабфак, работал на заводе "Профинтерн" в Некрасовском районе Ярославской области. В 1938 году учился в Ульяновской школе летчиков-инструкторов Осоавиахима, после ее окончания работал летчиком-инструктором в Рыбинском аэроклубе.
Когда началась война, в военкомате, куда он немедленно обратился, ему отказали в призыве, посоветовав продолжать готовить такие нужные летные кадры для авиационных военных училищ.
В Красной армии с августа 1942 года, когда все аэроклубы были "военизированы", он продолжал оставаться летчиком-инструктором. На фронтах Великой Отечественной войны с января 1943 года. Когда его очередной рапорт был удовлетворен, младший лейтенант Якурнов был направлен в запасной авиационный полк Воронежского фронта для овладения боевой машиной - штурмовиком
Ил-2. В июне 1943 года, накануне начала Курской битвы, он с пополнением прибыл в состав действующего штурмового авиаполка.
Свой первый боевой вылет Якурнов совершил 3 августа 1943 года на штурмовку вражеских войск, оборонявших Белгород. За месяц боевой работы по освобождению Белгородской и Сумской областей он был награжден первым боевым орденом Красного Знамени.
В сентябре Якурнов стал лейтенантом, и ему доверили командование звеном. Свое звено он водил на штурмовку противника, контратакующего наши войска на Букринском плацдарме, уничтожая его в районах Григоровки и Куриловки. А в ноябре звено Якурнова штурмовало позиции врага на окраинах Киева. На следующий день после освобождения столицы Украины лейтенант Якурнов был удостоен второго ордена Красного Знамени.
В декабре 1943 года старший лейтенант Якурнов участвовал в боях уже в качестве командира эскадрильи. Он лично и его подчиненные внесли большой вклад в разгром фашистов, за что авиаполк получил гвардейское знамя и стал 92-м гвардейским Каменец-Подольским штурмовым авиаполком. Сам командир за свою боевую работу в тот период был награжден двумя орденами - Отечественной войны 2 степени и Александра Невского. Вот ряд эпизодов из его послужного списка.
11 марта 1944 года Якурнов обнаружил на дороге Немиров - Винница автоколонну с живой силой и грузами, численностью до 2000 единиц. Произведя 8 атак по автоколонне, он лично уничтожил 10 автомашин противника.
5 апреля 1944 года, командуя группой в 6 Ил-2, атаковал вражеские танки, двигавшиеся по дороге Бережаны - Подгайцы, в результате чего лично уничтожил 4 танка и 4 автомашины. При выходе из боя группа была атакована большим количеством истребителей противника. Штурмовик Якурнова был поврежден, а воздушный стрелок - тяжело ранен. В этом бою Якурнов не только ушел от врага, но и пушечно-пулеметным огнем сбил один Ме-109.
Участвовал в Курской битве за Днепр, Житомирско-Бердичевской, Проскуровско-Черновицкой, Львовско-Сандомирской, Висло-Одерской, Берлинской и Пражской операциях, в том числе за города Белгород, Киев, Житомир, Белая церковь, Винница, Каменец-Подольский, Тернополь, Львов, Сандомир, Бреслау, Прага, Берлин.
Командир эскадрильи 92-го гвардейского штурмового авиаполка старший лейтенант Якурнов к июню 1944 года совершил 109 боевых вылетов, из них 70 - на штурмовку войск противника, 180 - на разведку, 21 - на "свободную охоту", в которых уничтожил и повредил 103 автомашины, 15 танков, 26 вагонов, 4 цистерны с горючим, 2 паровоза, 4 склада с боеприпасами, 5 полевых орудий, до 200 солдат и офицеров, в воздушных боях сбил один самолет противника.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 октября 1944 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм старшему лейтенанту Якурнову Ивану Федотовичу было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая звезда".
Летом 1944 года, накануне Львовско-Сандомирской операции, гвардии старший лейтенант Якурнов участвовал в боевых вылетах по нарушению железнодорожных перевозок в тылу врага на Львовском направлении, а в июле-сентябре - в штурмовках гитлеровских войск. Здесь самолет комэска был подбит, и летчику с трудом удалось дотянуть до своего аэродрома. За бои на Сандомирском плацдарме Якурнов был награжден третьим орденом Красного Знамени.
В операциях 1945 года гвардии капитан, а затем и гвардии майор Якурнов, участвовал уже в должности заместителя командира полка по технике пилотирования, которая вместе со штурманской подготовкой у него была просто отличной. Он летал в любых метеоусловиях и ни разу не потерял ориентировки в полете. В апреле 1945 года Якурнов участвовал в прорыве обороны противника на реке Нейсе. За отличиях в боях на завершающем этапе он был награжден орденом Отечественной войны 1 степени. В столице Чехии Якурнов и встретил День Победы
Всего за годы войны он совершил 201 боевой вылет.
После войны Якурнов лишь год служил в ВВС. В 1946 году, уволившись из армии, он прошел учебу в Баку по специальности летчика-конструктора летной подготовки гражданской авиации, после чего долгие годы работал в Ульяновской школе высшей летной подготовки ГВФ. За безупречный труд к боевым орденам Героя прибавился трудовой - орден "Знак Почета".
Последнее место работы Ивана Федотовича было не менее увлекательным. Это - Головной отраслевой музей истории гражданской авиации, расположенный в районе аэродрома Ульяновск. Якурнов стал одним из первых его музейных работников. Он немало вложил труда и сил в отыскании экспонатов для музея.
Каждый экспонат уникален по-своему. Это и АНТ-4 - первый в мире цельнометаллический бомбардировщик-моноплан, и первый в мире сверхзвуковой пассажирский самолет Ту-144, и самый большой вертолет в России Ми-6, и полярный самолет Ил-14. Есть и раритетные машины (к примеру, самолет Ту-116, сделанный специально по заказу советского правительства для Никиты Хрущева). Еще один интересный экземпляр - самолет Ту-134 - тот самый, на котором выполнялись трюки для фильма "Невероятные приключения итальянцев в России".
Умер И.Ф. Якурнов 30 июля 2000 года. Похоронен в Ульяновске. На территории Ульяновского высшего авиационного училища гражданской авиации установлен памятный знак И.Ф. Якурнову.
К рассказу об И.Ф. Якурнове хочу добавить следующее. Так как Иван Федотович наш земляк, пионерская дружина Лудяно-Ясашинской школы наладила с ним переписку. Иван Федотович откликнулся сразу, писал длинные письма о войне, о жизни. От него приходили посылки с различными книгами, в том числе об авиации и самолетах. Он два раза приезжал в село, встречался с ребятами, с земляками. Посетил он и место в д. Емаевщина, где когда-то стоял его родной дом. Говорят, они вместе с сестрой, которая приехала вместе с ним, упали на колени у развалин, кланялись и плакали.
Я несколько раз разговаривала с ним и поражалась его простоте, человечности. Никакого высокомерия и снисходительности. Это был не только отважный Герой войны, но и очень хороший человек.
(В публикации использован материал В. Воробьева.
Подготовила к печати Вера
БОГАТЫРЕВА).