Дождливым осенним днем на надежной "Ниве" Н.В. Косолапова я въезжаю в Ботыли. Вся дорога в выбоинах, сюда не ходит даже школьный автобус. Да и возить-то особенно некого. После закрытия школы семьи с детьми стали перебираться поближе к центру района, и сейчас в Ботылях всего 3 школьника, которые проживают учебную неделю в Нолинске.
Николай Васильевич Косолапов, учитель труда и физкультуры, проработавший в Ботылинской школе с 1973 по 2010 год, ведет меня в гости к бывшему директору школы Е.Д. Токареву. Евгению Дмитриевичу уже 83 года, но он хранит в памяти множество документальных свидетельств истории некогда преуспевающей Ботылинской школы. Но обо всем по порядку…...
Из книги священника Владимира Васильевых "Нолинск православный" мы узнаем, что "...в приход села Ивановского, такое официальное название носили Ботыли до 1912 года, вошли 12 селений, расположенных на расстоянии от 1 до 8 верст, с православным населением 1931 человек мужского и 2116 женского пола (сведения за 1805 год)". Уже в 1840 году при церкви открывается двухклассная церковно-приходская школа для обучения детей. Еще через 28 лет эта школа становится уже четырехклассной.
В подобных церковно-приходских школах, по воспоминаниям моего отца С.М. Князева, закончившего Ситьминскую четырехклассную школу, обучали не только Закону Божиему, но и грамоте, арифметике, давали первичные навыки различных ремесел. В школу ходили крестьянские дети примерно с 9-10 лет. Обучение проходило в межсезонье между полевыми работами, в основном, поздней осенью-зимой. Церковно-приходское образование считалось вполне достаточным для крестьян, которые полагали, что если человек может считать хозяйственные траты и доходы, читать и расписываться в деловых бумагах, то он вполне грамотный.
Но уже в первые годы Советской власти началась борьба с неграмотностью. Если до революции отдавать ребенка в школу или нет ? было решением родителей, то уже в двадцатые годы обучение детей стало обязательным.
Дальше ? больше. В связи с модернизацией промышленности и сельского хозяйства вышел декрет об обязательном семилетнем образовании. В 1932 году в школу были направлены все холостые парни и девчата в возрасте до 20-ти лет. Как говорит Евгений Дмитриевич Токарев, он хорошо помнит, как за парты вместе с ними, малолетками, сели чубатые молодцы, которые пришли к школе с гармошками и самокрутками в зубах.
Не остались без образования и остальные неграмотные колхозники. По воспоминаниям моей мамы, И.М. Князевой (в девичестве Рубцовой), закончившей в 1936 году Чураковскую семилетку, хорошисты-старшеклассники ездили по деревням для проведения ликбеза с неграмотными. Появились избы-читальни, в деревни приезжали лекторы или агитбригады с выступлениями о политике и культуре. На лекции и концерты принято было ходить семьями, с детьми и стариками. Здесь можно было получить разъяснение по вопросам мировой и внутренней политики, узнать, как живут в других краях нашей большой страны, повысить свой культурный уровень. После лекции обычно был концерт или танцы.
По воспоминаниям Е.Д. Токарева, с помощью ликбеза в течение нескольких лет был искоренен один из самых диких обычаев нашего края ? биться деревня на деревню. Эти побоища "стенка на стенку" были в традиции сельской молодежи многие века. В них показывали не столько силу и удаль, сколько непримиримость к соседям, посягающим на богатства конкретного селения, будь то земли, лес, река или даже «девки на выданье». Однако этой дикой традиции пришел конец: обучаясь в одной школе, веселясь в одном клубе, молодые люди из разных деревень сдружились, и у них не стало необходимости в доказательстве своей особенности.
Первым директором Ботылинской семилетки стал И.А. Ведерников, которого уже через год сменил на этом посту А.Д. Решетников. Первыми учителями были: Я.П. Лаптев, А.М. Романов, О.М. Помелов, И.Ф. Катаев, Н.М. Еремин, Е.П. Вылегжанин, З.В. Дударева, П.С. Лаптева, З.В. Крестьянинова, М.Г. Хуртина, Д.И. Питиримова, А.Н. Кожевникова, А.Д. Морозова.
(Окончание.
Начало на 3 стр.).
Школа располагалась в двух приспособленных зданиях в низине у церкви. В ней обучались школьники из 10-ти деревень: Ботыли, Варнаки, Малыши, Зубари, Лузино, Голодаевщина, Чесноки, Сухарево, Карнауховщина, Шмаки. По данным районного архива, в 1931 году в Ботылинской школе обучалось 202 человека, в 1935 году ? 283, а в 1937 году ? уже 366 школьников.
Почему же именно Ботыли стали культурным и образовательным центром среди окружающих сел? Вроде бы находится село в стороне от тракта, расположено в низине, в чем же его исторически сложившаяся избранность? Вероятнее всего, дело в том, что несколько веков назад через Ботыли проходил водный путь по устью Вои на Вятку. По реке сюда добирались торговцы, устраивались ярмарки, на которых происходил взаимовыгодный обмен товарами. Постепенно в Ботылях стал образовываться особый социальный слой ? перекупщики и купцы. Эти люди были достаточно зажиточные и умные. Кроме того, процветанию здешних земель способствовало и то, что Ботыли ? крайний населенный пункт района, где богатые заливные луга и пашни окружены только рекой и лесами.
Модернизация промышленности и сельского хозяйства, прошедшая в 30-е годы прошлого века, дала толчок развитию общества. В колхозы пришли первые трактора, другие необходимые для ведения хозяйства агрегаты. Молодежь стала осваивать новую технику. Селу понадобились грамотные, обученные люди. Как следствие, возросли требования к образованию. К тому же, годы стабильной жизни укрепили село. Повысилась рождаемость. Перед войной в 1940 году за парты в Ботылинской школе село сразу 405 (!) школьников. С той поры такого числа учеников здесь больше не было.
В годы войны учительский состав сильно обновился ? мужчины ушли на фронт. Им на смену в педагогический коллектив пришли учителя-женщины: М.А. Жевлакова, А.И. Худякова, А.М. Репина, В.П. Косолапова, К.М. Машарова, Н.М. Машарова. В послевоенные годы количество школьников снизилось. Так, в 1945 году в Ботылях обучалось 245 школьников, в 1950 ? 296 , а в 1955 ? 148 ребят. В 1959 году школа стала восьмилетней.
В 1961 году было заложено новое здание школы. Его строительство начал директор А.А. Урванцев, достраивал уже Е.Д. Токарев. Долгие годы новая школа служила не только по своему прямому назначению, здесь ежегодно был летний оздоровительный лагерь для ребятишек района.
Школа была на хорошем счету не только в районе и в области, но и за их пределами. Так, выпускниками школы были: Николай Иванович Чемоданов ? доктор технических наук, работал в конструкторском бюро Королева; Никифор Иванович Куракин ? генерал-майор медицинской службы; Петр Степанович Ашихмин ? штурман эскадрильи, летал над Тихим океаном; Петр Дмитриевич Дурсин ? начальник шахты в Донбассе.
Учителя довоенной и военной поры постепенно сменились более молодыми коллегами. В педколлектив тогда пришли супруги Токаревы Евгений Дмитриевич и Вера Дмитриевна, Косолаповы Николай Васильевич и Валентина Николаевна, А. П. Изместьева, Н. Ф. Ашихмина, В.К. Калугина, Т.И. Молчанова, В.В. Машарова, В.В. Михеева.
Постепенно жизнь в селе менялась. В связи с укрупнением колхозов люди съезжались ближе к центральной усадьбе. Исчезали малые деревни, уезжали коренные жители в поисках лучшей жизни. Количество учащихся в Ботылинской школе стало уменьшаться. Так, уже в 1973 году за парты сели 180 ребят, позже ? с каждым годом все меньше. Несмотря на недостаточную наполняемость классов учениками, учителя по-прежнему боролись за качество образования каждого из них. Ребята из Ботылинской школы успешно участвовали во всех районных и даже областных и зональных олимпиадах и спортивных соревнованиях (в 1981 году защищали честь Кировской области в северо-западной зоне РСФСР в г. Ярославле по многоборью). Выпускники из Ботылинской школы, приходящие в 9-10 классы Нолинской школы №2, по отзыву завуча Г.А. Суворовой, всегда отличались хорошими знаниями, ответственностью и спортивностью.
В 90-е годы прошлого века, когда рабочие и колхозники месяцами не получали зарплату, семьи с детьми оказались на грани вымирания. И хотя свое хозяйство многих выручало, но собрать детей в школу стало настоящей проблемой. В те годы население сел и деревень сильно поредело ? молодые семьи уезжали в города в поисках заработка. В течение нескольких лет в Ботылинской школе осталось менее сотни учеников.
В 2002 году варнаковские школьники стали ездить в городскую школу, и в Ботылях осталось чуть более 30-ти учеников. Молодые учителя нашли работу в других школах, последние ученики покинули стены Ботылинской школы в 2010 году. Выпускники этого славного учебного заведения разлетелись по стране, неся в своих сердцах добрую память о своей школе и своих замечательных учителях.
Лариса РОСТОВА,
наш корр.
* * *