Насколько законно выносить на всенародное обсуждение - то есть на референдум Кировской области - вопросы, связанные с замораживанием жилищно-коммунальных тарифов?
Дискуссия на эту тему, начатая еще депутатами 4 созыва, вновь развернулась на сентябрьской сессии законодателей. Теперь уже депутаты 5 созыва разбирались, соответствуют ли действующему законодательству формулировки предлагаемых для референдума вопросов о согласии жителей области, с одной стороны, запретить органам государственной власти до 2014 года повышать тарифы организаций коммунального комплекса, а с другой - установить для тарифов ЖКХ, принятых на 2011 год, трехлетний период (что, в общем-то одно и то же).
Областная прокуратура дала однозначно отрицательное заключение: вопросы, которые предлагается вынести на референдум, противоречат действующему федеральному законодательству, поэтому выходить с ними на референдум противозаконно - замораживать тарифы субъект не имеет права. К тому же, зачем проводить референдум, если ответ предсказуем? Ни один житель области в росте тарифов не заинтересован.
Конечно, есть серьезный соблазн поддаться популистским настроениям накануне выборов в Государственную думу. Но большая часть парламентариев признала все-таки незаконность предложенных формулировок. И это принципиальная позиция, которую они защищали в ходе парламентских дискуссий.
Алексей Ивонин, председатель Законодательного собрания Кировской области (из выступления на совместном заседании комитетов, курирующих сферы законодательства и жилищно-коммунального комплекса):
- Инициаторы референдума говорят, что нужно искать ресурсы внутри организаций коммунального комплекса, что это вопрос департамента ЖКХ. Но предлагая этот референдум, они должны были сами четко просчитать и не обманывать народ в том, что не может так быть по щучьему велению, что мы сейчас заморозим тариф, а через 3 года он на 15 процентов или на инфляцию увеличится и все будет нормально - народ будет жить припеваючи и у нас наступит коммунизм в отдельно взятом регионе;...
Анатолий Маликов, депутат Законодательного собрания Кировской области (из выступления на совместном заседании комитетов, курирующих сферы законодательства и жилищно-коммунального комплекса):
- Представьте, уважаемые коллеги, что на данные 3 года мы тарифы заморозим. А извините, где права тех людей, которые работают в жилищно-коммунальном хозяйстве? Мы их зарплаты заморозим? Вот наш молокозавод работает на мазуте. У нас Гкал стоит полторы тысячи рублей. И как быть - через 2-3 месяца завод закрывать? Ведь надо на что-то закупать это топливо.
Действительно, эти вопросы, которые мы рассматриваем, мне кажется, чисто популистские. Вот когда сделают в нашем городе три современные мощные котельные - тогда и тарифы снизятся. Или хотя бы удержатся на существующем уровне. Вот это путь. А просто заморозить - нереально и неразумно. Давайте будем ответственными людьми здесь. Мы что хотим, чтобы завтра ЖКХ развалилось? Нас же люди избрали. Так давайте будем этим вопросом заниматься по-деловому.
Михаил Лихачев, депутат Законодательного собрания Кировской области (из выступления на пленарном заседании Законодательного собрания Кировской области):
- Мы по сути не являемся оппонентами, а видим разные варианты решения вопроса. Кто-то - в однозначном проведении референдума: заморозить тарифы и все. Но это не означает, что они завтра будут заморожены. Потому что Региональная служба по тарифам как работала на основе федерального законодательства, так и будет работать. Точно такая же судьба у референдума - решение остается за прокуратурой. Поэтому нам нужно выбирать какой-то другой вариант. Надо не популизмом заниматься, а реальным решением вопроса.
Мы сегодня не голосуем за референдум или против референдума, за мораторий по тарифам против моратория по тарифам - мы сегодня даем по сути дела правовую оценку - можем ли мы вынести эти вопросы на референдум или не можем.
Юрий Исупов, депутат Законодательного собрания Кировской области (из выступления на пленарном заседании Законодательного собрания Кировской области):
- Нет никого в зале, кого бы не волновал вопрос ЖКХ. Мы прекрасно знаем, что с тарифообразованием в стране не все в порядке. Т. е. тарифы каждый год серьезными темпами растут. И, наверно, здесь не только проблема технической оснащенности. У нас система тарифообразования сегодня ориентирована таким образом, что когда говорится об экономически обоснованном тарифе, вбивается в этот тариф все и вся. Стимулом для предприятий по экономии никаких нет, потому что если будет внедрено новое оборудование, новые виды топлива, то в таком случае тариф будет снижен. И поэтому мы имеем такую проблему, которая сегодня есть.
Наверно, нужно ставить вопрос о концептуальной смене тарифообразования. Переходить от понятия экономически обоснованного к понятию общественно необходимого. И это потребует серьезного комплекса мер, в т. ч. изменения федерального законодательства. И в данном случае я считаю, что депутаты ОЗС с привлечением специалистов правительства должны подготовить серьезные предложения по совершенствованию федеральных законов - это вещь абсолютно назревшая. Это во-первых.
Во-вторых - в тарифообразовании существует масса моментов местного характера. Возьмем город Киров, проблему стоимости услуг по водоснабжению. Сегодня в тарифе по водоснабжению запланировано 27 процентов утечки - по сути дела горожане платят больше, чем за каждое пятое ведро, которое выливается в результате прохудившегося водопровода. Сети находятся в очень плохом состоянии. Отремонтировать их за счет инвестиционной составляющей в тарифах сегодня совершенно нереально. И в то же время город Киров получает серьезные деньги в рамках 159-ФЗ О малой приватизации - в течение 5 лет город получит более миллиарда рублей. Эти деньги народные, и их нужно потратить с умом - направить целевым порядком на капремонт водопроводных сетей в городе Кирове.
Естественно, выделив такие серьезные деньги, федеральный центр мог бы обеспечить серьезное софинансирование - получилась бы серьезная программа, которая бы позволила через 5 лет уйти от этих 27 процентов. В результате этой модернизации, может быть, даже произошло снижение тарифов на воду в Кирове. Это один из примеров, но такие аналогичного рода штучные меры в жилищном комплексе существуют. Поэтому есть предложение депутатам войти в ту рабочую группу, которая работает в рамках программы модернизации ЖКХ, чтобы сосредоточить усилия на разработке предложений по изменению самой системы тарифообразования как федерального, так и местного уровня и проработки конкретных проектов, которые сегодня жизненно важны для ЖКХ.
Никита Белых, губернатор Кировской области (из комментария на пленарном заседании Законодательного собрания):
- Должно быть общее понимание того, что общая экономическая ситуация, в которой находится отрасль ЖКХ, не просто далека от идеальной - она просто противоположна. Объективно стоимость коммунальных услуг в Кировской области действительно поднебесна. Потому что если отапливать котельной 1946 года на мазуте - стоимость Гкал будет такая, что замораживай тарифы не замораживай - на стоимости Гкал это не скажется, но скажется только, кто за это будет платить. И те, кто считает, что если заморозить тарифы, то что-то произойдет - ничего подобного. Мы должны будем эти деньги компенсировать из бюджета, и люди, которые предлагают заморозить тарифы, просто недополучат других услуг - в сфере образования, здравоохранения, дорожного строительства;...
Что нужно делать? Вы правы, надо менять ситуацию экономическую. В первую очередь мы решили модернизировать 5 котельных, которые ежегодно дают убытки в размере 60-70 млн. рублей. В идеале переход на местные виды топлива, т. е. модернизация неэффективных котельных - их в области 54. Второй этап - поиск частных инвесторов, для которых ЖКХ будет профильным бизнесом.
О. Черная.
*