Многие могут вспомнить, как дружно умиляются соседи, видя аккуратного ребенка с дорогой игрушкой в руке, который по команде родителей садится на скамеечку и тихо сидит, когда вокруг сверстники орут, бегают, скачут. Вроде все признаки правильного воспитания налицо, а порой вырастает из послушного ребенка отпетый негодяй. Непростое это дело – вырастить красивую доброжелательную личность.
Пожалуй, есть универсальная рекомендация, в которой собрана мудрость разных поколений. Она касается очень тонкой темы – эмоционального насилия родителей над детьми. Ведь большинство родителей не применяют физическую силу для воспитания своих детей, но не замечают, какой серьезный вред они наносят ребенку тем, что и как ему говорят. В частности, желая оказать давление, многие родители постоянно стыдят и упрекают детей. На профессиональном языке это называется эмоциональное насилие. Взрослым нельзя забывать, что родительская любовь и ласка продолжают быть главными для благополучного развития ребенка на протяжении всего его детства.
Исследований, как правильно воспитывать детей, проводится много. И специалисты знают, от каких роковых ошибок нужно предостеречь родителей. Наблюдениями из личного опыта делится Наталья Федоровых, заведующая отделением срочной социальной помощи КОГУСО "Даровской комплексный центр социального обслуживания населения".
Золотые правила воспитания–
Наталья Сергеевна, как родителям следует выстраивать процесс воспитания?–
Одним из самых надежных, эффективных способов воспитания в семье является строительство собственного "Я" ребенка, его представления о самом себе как о достойном человеке. Если у ребенка сознательно выработать дурное представление о себе самом, то возможно, что ребенок смирится с этим и полностью выпустит из рук свою судьбу. Он будет плохо учиться: а зачем, все равно он неспособный. А бессмысленных усилий все стараются избежать. У такого ребенка в дальнейшем может сложиться психология неудачника. Его и вправду всю жизнь будут преследовать неудачи – именно потому, что он невнимателен к самому себе и к своей судьбе, а жизнь сурово наказывает нас за любую невнимательность.
Но возможен и второй вариант, пожалуй, еще более опасный. Ребенок, не получивший в детстве достаточно любви, внимания и поощрения, поверивший взрослым, что он хуже других, из чувства самосохранения вырабатывает завышенную самооценку: я не хуже других, я, может быть, лучше других! И вся жизнь его уходит на доказательство этого: я лучше! Такие ребята рвутся к власти чуть ли не с детского сада – сначала они стараются стать лидерами среди сверстников и для этого подличают, хитрят, ведут себя нагло и хищно – и наглостью своей и бесшабашностью добиваются своего. Но, став взрослыми, также продолжают это делать, потому что только признаки власти могут уравновесить их личностные недостатки.
Итак, для того, чтобы избежать всего этого, с первого дня рождения ребенка родителям необходимо создать его представление о себе самом как о желанном, достойном, сильном человеке, который успешно справляется со всеми своими делами, – молодец он!
К сожалению, часто можно стать невольным свидетелем того, как мама "воспитывает" свое юное создание: "Прекрати ворон считать! Идиот! Ничего из тебя не выйдет!". И возникает невольный вопрос: как же вы будете находить с ребенком общий язык, когда ему исполнится 13-15 лет, если даже для крохи не можете найти подходящего доброго слова? Ребенок вырастет и если даже не расскажет миру о вашей "тирании", то с памятью о ней проживет до конца дней своих (и даже не надейтесь, что ребенок маленький и ничего не запомнит). Вместе с тяжелой памятью о детстве он понесет по жизни еще и тяжелые искривления характера.–
Что же теперь, всех детей только гладить и хвалить?–
Конечно, нет. Для блага наших детей их надо сызмальства вводить в берега дисциплины. Иначе – беда, безбрежной свободой можно воспитать тирана семьи. Да и самому ребенку она не на пользу. Жизнь сурова, она рано потребует от него дисциплины и самодисциплины. А вот как способ выработки этой ценной черты характера уместно использовать похвалу.
Цель похвалы одна: побуждение к нужному действию. Поэтому лучше не хвалить ребенка в общей форме: "Какой хороший мальчик!". Всегда стоит прибавить и объяснение, отчего же хороший: "Все съел, сам лег спать, тихонько играет, сам положил кубик на кубик...…" Можно заметить, что лучше всего действуют сдержанная похвала и утешающее порицание. И никогда не хвалить ребенка в присутствии чужих людей. Это золотое правило воспитания!
Помогите ребенку
стать личностью
Подводя итог, можно сказать, что дисциплина представляется как путь ребенка во взросление и рассчитана на то, чтобы помочь ему контролировать свое поведение. Она помогает ребенку усваивать новые знания и формирует навыки правильного поведения в будущем. А жестокое обращение с ребенком имеет обратный эффект. Его результаты таковы, что ребенок все меньше тянется к родителям. Более того, домашнее насилие ведет к большей злости, к большей ненависти, к большей противоправной активности, которая в дальнейшем часто направляется против общества.
Опыт успешных родителей подсказывает – контролируйте свои эмоции по отношению к детям.