Нам нравятся магазины самообслуживания, где мы получаем удовольствие не только от приобретенной вещи, но и от самого процесса покупки. К сожалению, не многие из нас знают, как вести себя в случае, если этот процесс омрачен случайно разбитой бутылкой сока или упавшей на пол баночкой со сметаной.
Как быть в этой ситуации? Об этом мы сегодня поговорим с ведущим специалистом администрации района Е. С. Буториной.–
Сейчас в нашем районе все большей популярностью пользуются магазины самообслуживания. Есть ли случаи, когда покупатель случайно портил товар? И как в этих случаях вел себя персонал магазина?–
В 2010 году в отдел экономики администрации Нолинского района поступило два обращения граждан, попавших в такую ситуацию. Обычно персонал магазина предлагает заплатить за поврежденный товар. Однако для начала нужно запомнить, что пока вы не заплатили за товар, он является собственностью магазина.
Согласно действующему законодательству, в частности, статье 211 Гражданского кодекса РФ, собственник несет риск случайной гибели или случайного повреждения имущества. Таким образом, нести расходы вследствие случайной порчи товара должен магазин.
Следующий момент. Понятие "случайное повреждение" включает в себя отсутствие у вас умысла на порчу товара. То есть разбитая бутылка сока может являться результатом вашей неосторожности, но никак не последствием возникновения желания разбить ее. Здесь уместно говорить о виновности или невиновности покупателя.
Статья 1064 Гражданского кодекса РФ гласит, что невиновное лицо освобождается от обязанности возместить вред. Проще говоря, в случае возникновения конфликта с персоналом магазина, вам придется доказать, что вы повредили товар нечаянно. Это несложно сделать путем просмотра записи видеокамер, либо привлечением свидетелей.–
Евгения Сергеевна, очень часто при возникновении такой ситуации персонал магазина вызывает другого продавца, менеджера, директора, которые дружно и громко заверяют в необходимости возместить стоимость испорченного товара…–
В таком случае предложите администрации магазина составить акт о повреждении товара, в котором собственноручно укажите причину вашего несогласия платить. Проще говоря, напишите, что товар вы повредили нечаянно. Один экземпляр акта обязательно возьмите с собой. Пригодится в случае разрешения спора в суде. –
Могут ли сотрудники задержать причинителя вреда и вынудить его приобрести то, что было повреждено, по той цене, по которой товар продавался изначально?–
Данные действия являются незаконными, нельзя ограничивать свободу передвижения людей без законных на то оснований, право на эту свободу установлено в ст. 27 Конституции РФ. Нельзя и принуждать к заключению сделки, это запрещено как Конституцией, так и Гражданским и Уголовным кодексами. Максимум, что могут себе позволить сотрудники магазина, это предъявить требование возместить причиненный вред, а также вызвать сотрудников милиции для того, чтобы проверить, не являются ли действия причинителя вреда хулиганством.
* * *
Запомните: если вы случайно повредили товар в торговом зале магазина самообслуживания, платить вы не обязаны. Будьте уверены в своей правоте при возникновении конфликтных ситуаций и приятных вам покупок!
По всем вопросам, касающимся защиты прав потребителей, нолинчане могут обратиться по телефону 2-01-30.