В суете будничных забот бывают мгновения, когда взгляд человека словно останавливается, замирает. А все потому, что он выхватывает из окружающего что-то очень необычное, затейливое. Будь это объект, созданный природой, или творенье рук мастера. Вы, наши читатели, наверное, согласитесь со мной, что не получится равнодушно скользнуть взглядом по убегающей вдаль серебристой ленте реки, по золоту раскинувшихся на холмах осенних лесов, по куполам церковных соборов и застывшей красоте старинных зданий. А иногда мимолетный взгляд выхватит что-то вновь появившееся, но от того не менее красивое.
По призванию –
мастеровой
Около года назад на центральной улице Нолинска напротив рынка появился мостик. Резной и воздушный, поблескивая свежей черной краской, он невольно вызывает желание подойти, полюбоваться, пройтись по нему. Этот мостик изготовил и подарил городу Алексей Владимирович Охлопков, специалист по административно-хозяйственной деятельности Нолинского отделения Пенсионного фонда.
Алексей Охлопков – мастер молодой, ему немногим более тридцати лет. По специальности он – инженер, а по призванию – мастеровой. Увлечение изготовлением малых архитектурных форм пришло к нему не так давно и, на первый взгляд, ниоткуда. "Увидел в интернете, понравилось, – рассказывает Алексей. – Решил попробовать сам, нашел технологию и потихоньку учусь". В ассортименте мастера козырьки, оградки, памятники, мостики, заборчики. К слову, есть еще два образца творчества молодого мастера: резной козырек над крыльцом магазина "Удачник" по улице Коммуны и мостик на перекрестке у магазина "Динамика".
В планах Алексея освоение более сложных моделей, но для этого нужны спецоборудование и помещение. "Вот дострою собственный дом с мастерской, – рассуждает он, – будет больше условий для творчества". Хотя каждый мастеровой знает, что условия – это не главное. Главное – чтобы "душа горела"! Например, в свое время еще отец Алексея – Владимир Александрович – из старой "инвалидки" собрал и запустил на радость всем мальчишкам в округе самодельный "багги" – спорткар. А теща Алексея – Людмила Валентиновна Коншина – многие годы на дому ткет цветные половики.
Не мало было увлеченных мастеровых людей и ранее. Лучшее тому подтверждение найдем в истории.
И дом срубить,
и землю вспахать...
По данным "Энциклопедии земли Вятской" (издание 2000 года, том 10), подворная перепись губернии, проходившая с 1884 по 1892 год, показала, что из каждой сотни дворов только 10 хозяйств жили исключительно земледелием, в 58 хозяйствах наряду с земледелием занимались местными промыслами, а из 32 хозяйств уходили на сторонние заработки (с. 33-34).
В своей книге "Крутится-вертится" почетный гражданин Нолинского района В.С. Путинцев пишет: "Суровые климатические условия Вятского края вынуждали его жителей уметь все: и дом срубить, и землю вспахать, и скот выращивать, одежду-обувку себе изготовить, и хлеб испечь, и пиво сварить – словом, и кормить себя, и веселить тоже. "Вятские – мужики хватские".
Не рассчитывая на стабильные урожаи, они осваивали ремесла, чтобы иметь дополнительный доход. У особенно успешных ремесленников, о ком говорят: "Золотые руки!" – изделия отличались не только прочностью, но и красотой. Такие изделия приобретали большой спрос. Ремесло из дополнительного превращалось в основное средство существования. Оно становилось семейным, а развиваясь и расширяясь, – артельным, далее – цеховым, фабричным, заводским.
"Ноля вострокопытая" для производства использовала все, что предоставила ей земля, окружающая природа: камни, глину, древесину, шкуры и кости животных и т.д. Богатая сырьевая база определила широкий спектр промыслов, развившихся в Вятском крае, в том числе и в Нолинске… их насчитывалось более двухсот" (с. 21-22).
В числе прочих Виктор Сергеевич называет промыслы: бондарный, гончарный, жестяной, зеркальный, извозный, игрушечный, скорняжный, кирпичный, литейный, красильный, лапотный, обозный, прядильно-ткацкий, свечной, роговой, столярный, веревочный, валяно-шерстобитный; ремесла: вышивальное, вязально-кружевное, древорезное, шорное, швейно-портняжное, строительно-отделочное, плотницкое, кузнечное.
Хотя отголоски этих промыслов и ремесел по сей день живут в народном творчестве, но востребованными на сегодня остались, пожалуй, только игрушечный (фабрика "Вятский сувенир"), швейно-портняжный (объединение "Лель" и несколько мастерских по пошиву и ремонту одежды, надомные мастера), строительно-отделочный (предприятия деревопереработки и мебельщики) и пчеловодческий. К большому сожалению, канули в Лету славные нолинские предприятия, а с ними стали невостребоваными и мастера по работе с металлом, изготовлению красного кирпича, валенщики, звероводы, садоводы, строители и другие.
проблемы развития кустарничества
В связи с высвобождением рабочих рук службой занятости населения уже несколько лет проводится работа по переобучению высвободившихся работников различных предприятий, обучение и стажировка незанятых выпускников учебных заведений. Действует программа по содействию самозанятости населения. Как показывает практика, полностью проблему трудоустройства жителей района на месте жительства все эти меры пока решить не могут. Казалось бы, в этом случае возрождение старых или зарождение новых промыслов должно помочь в трудоустройстве граждан, но нет, не хотят наши земляки заниматься весьма трудоемким и зачастую малоприбыльным делом.
Проблема кустарничества не нова. Согласно данным "Энциклопедии земли Вятской", еще "в 1888 году было постановлено губернским собранием в память 25-летия земства образовать 50-тысячный капитал имени Александра II, проценты с которого выдавать на пособие крестьянам, пожелавшим поучиться и усовершенствоваться в сельском хозяйстве или в промыслах. В том же году был избран особый комитет об изыскании мер к развитию кустарной промышленности...… Недород 1891 года с особой силою еще раз доказал важное значение мелкой промышленности: кустарю легко перенести недород, земледельцы – совсем обессилели. И на земском собрании 1891 года решено было выступить на деятельную помощь кустарям: 1) командировать их для усовершенствования в технических приемах, 2) приобретать за деньги и просить от министерства лучших образцов кустарных изделий для выдачи их кустарям во временное пользование, 3) обратить к расходу только на кустарные цели проценты с 50-тысячного капитала имени Александра II и 4) особой экономической комиссии поручить составление проекта земского склада кустарных изделий.
С этого момента началась оживленная помощь со стороны земства кустарной промышленности в губернии…" (том 10, с. 37).
В "Вятской газете" за 1896 год помещен отчет Кустарного музея губернского земства, где указывается, сколько и каких товаров представлялось и продано на ярмарках и всероссийской выставке, закуплено и продано местным кустарям необходимых для них материалов, сколько капиталов расходуется на содержание учебных мастерских. В частности, указано: "В минувшем 1896 году на средства губернского земства содержалось 8 учебных мастерских: ткацкая, ковровая, берестяная, соломенная и корзиночная – в Вятке, гончарная – в Вятском уезде, кружевная – в Кукарке и роговая – в Нолинске".
выставки кустарных изделий
"Вятское земство довольно полно представляло на Всероссийскую Нижегородскую выставку изделия кустарей. Всего из Вятской губернии было 412 лиц и учреждений, представивших на выставку свои изделия. Из этого числа экспонентов 198 приходится на Вятский уезд, 55 – на Яранский, 36 – на Орловский, 35 – на Слободской, 31 – на Нолинский, 21 – на Глазовский, 12 – на Елабужский, 9 – на Малмыжский, 7 – на Котельнический, 6 – на Уржумский и
2 – на Сарапульский" ("Вятская газета", № 47, с. 2).
В списке награжденных за отличие во Всероссийской промышленной и художественной выставке в Нижнем Новгороде по отделу кустарных промыслов умельцы из Нолинска: " Дипломами 2-й степени награждены учебная мастерская рогов, учебная ткацкая мастерская; бронзовой медалью – Иванцов Ал. Никиф., Машковцев Прок. Ив., Потапов М. Дм., Смирнов Фил. Ст., Холстинин В. Лавр.; похвальные отзывы получили: Еремин В. Евст., Машковцев Вас. Ив., Машковцев Ив. Дар. (дер. Малыши), Павлов Василий Семенович
(с. Кырчаны), Шишкин Пимен Савич" ("Вятская газета", № 26 -28).
поддержка ремесленных промыслов
Для содействия распространению мелкого кустарного производства "Вятская газета" печатала популярные статьи по пчеловодству, садоводству, выращиванию хмеля и огородных семян, сбору сосновой живицы и производству серного скипидара и канифоли, окрашиванию шерсти, плетению из ивы и многому другому. Так, в отчете работы аграрного съезда, проходившего с 15 октября по 5 ноября 1896 года, читаем: "Введение в Вятской губернии кустарного производства серного скипидара и канифоли и улучшения смолокурения путем более совершенного использования продуктов сухой перегонки деревьев имеет для Вятской губернии серьезное значение". Съезд нашел желательным "…устроить на Асановской ферме заводик по сухой перегонке дерева (средства для этих целей уже ассигнованы)". К вопросу о сельскохозяйственных машинах и орудиях съезд постановил: "Просить собрание ассигновать необходимую сумму для выдачи ссуд кустарям, изготовляющим сельскохозяйственные машины и орудия для продажи за пределы губернии. Средства необходимы также на приобретение для этих кустарей прямо с заводов железа и стали…" ("Вятская газета", № 33, стр. 5). Как видите, земская поддержка кустарничества была весьма и весьма ощутимой.
нолинские умельцы
Возвращаясь к Нолинскому уезду, напомним, что писал краевед В.С. Папырин: "Несмотря на то, что крестьяне с весны до осени занимались своим земледельческим трудом, нолинские купцы с половины 19 века вовлекли их в широкий круг ремесел, выгодных в первую очередь для купеческого сословия". Так, согласно исследованиям Папырина, крестьяне д. Рябиновщина занимались выделкой кож и изготовлением кожаной обуви. Сырчанские умельцы добывали медную руду, которую плавили, и делали медные заготовки. Их, в свою очередь, закупали крестьяне д. Малыши и
д. Морозовщина и делали из них колокольцы, бубенцы и украшения для сбруи и конского выезда. Мастера из деревень Пуга, Чащино и Боровляна славились изготовлением красного кирпича. Умельцы из села Сретенска, деревень Перевоз и Шаньги освоили процесс изготовления железной оснастки карет, лошадиных подков и подковных гвоздей, а кузнецы д. Перевоз даже имели свой кустарный способ варки каретных осей. Прочные колеса привозили из села Ботыли, деревень Хлюпино, Варнаки, Среднераменская. Крестьяне деревень Блиновщина, Зимино, Пироги быстро овладели большим производством всевозможных рукавиц, от грубых рабочих до элегантных перчаток. Умельцы из деревень Квашенники, Ключи, Котельники, Вострижанье выращивали овец, торговали шерстью и валенками. Крестьяне из
д. Воденики делали емкости для воды. Изготовлением медной и оловянной посуды славились мастера из д. Лубенки. Купцы скупали большими партиями смолу, канифоль, древесный уголь у крестьян из Боровлян и Сухарево.
ах, ярмарка!
В статье "Крестьянские промыслы" Валерий Сергеевич Папырин пишет: "Широкое развитие крестьянских ремесленных промыслов не осталось незамеченным губернскими властями. Подкрепленная ходатайством купеческого сословия, губернская канцелярия утвердила распоряжение о проведениив
г. Нолинске ежегодной ярмарки после окончания сельскохозяйственных работ. С 23 ноября по 7 декабря город превращался в сплошную ярмарочную площадь. Крестьяне со всего уезда, а также из соседних уездов привозили свои ремесленные изделия, продукты и скот. Татары с юга пригоняли целые табуны лошадей на продажу, с Урала приходили целые обозы с металлом и солью. После ярмарки те же обозы увозили на Урал хлеб, шерсть, лен, на юг – древесину и деревянные изделия, кузнечные поделки, мед, воск, многое другое" (архив "СН"). Так благодаря развитию кустарных промыслов прославилась Нолинская земля.
«улица мастеров»
Стараниями Нолинского музея истории и краеведения ежегодно проводятся ярмарки и выставки изделий мастеров народных промыслов. В день города жители и гости города могут полюбоваться и приобрести работы "Вятского сувенира", индивидуальных предпринимателей, мастеров-надомников. Так, свою продукцию из лозы представляют С.В. Шаврин и А.Л. Зубарев (г. Нолинск), изделия деревообработки – В.Н. Зорин, Ю.Н. Бердинских, Н.И. Романов (г. Нолинск), Н.В. Косолапов (с. Ботыли), лапти – Н.И. Полуэктов
(с. Ботыли), вязаные изделия –
Н.Л. Корякина, М.К. Шилова, Ю.В. Кощеева (г. Нолинск) и многие другие.
"Дело мастера боится!" – гласит народная пословица. И это верно, ведь во все времена золотые руки кормили и прославляли мастера. Пусть сейчас не так вотребовано их творчество, но все же верится, что время расцвета народных промыслов еще впереди.
Лариса Ростова,
наш корр.