Древние философы утверждали, что воспитать красивую личность можно при условии, если красота будет окружать человека повсюду. Педагоги детского сада №2 «Колобок» согласны с этим утверждением, но добавляют: воспитать гармонично развитую личность возможно в том случае, если красота, окружающая человека, сотворена с любовью и душой. Именно поэтому коллективом ДОУ был разработан долгосрочный проект «Озеленения и благоустройства территории МКДОУ д.с. №2», который в этом году участвует в конкурсе «Красивая школа».
О целях, итогах и перспективах данного проекта я поговорила с Надеждой Аркадьевной Машковцевой, заместителем заведующего МКДОУ д.с. №2.
- Надежда Аркадьевна, расскажите о главной цели проекта.
- Главной нашей целью стало создание эмоционально благоприятных условий пребывания детей в ДОУ через благоустройство территории и организацию познавательной, творческой, оздоровительной деятельности воспитанников во время пребывания на участке детского сада.
Территория образовательного учреждения – это огромная составляющая в жизни каждого дошкольника. И от того, насколько ухоженной, красивой и разумно спланированной будет эта обстановка, зависит то, с каким отношением к окружающему миру выйдут наши воспитанники из стен детского сада.
До недавнего времени вся территория по периметру была окружена вековыми деревьями: лиственницами, липами, тополями, елями... Ребятам нравилось играть здесь, наблюдать за птицами и насекомыми, собирать природный материал. Но деревья состарились и стали представлять угрозу для жизни и здоровья. При порывах ветра обламывались большие сучья, стволы кренились.
После бурных споров осенью 2012 г было принято решение произвести вырубку деревьев. После этого прогулочная территория стала не пригодна для использования. Большие колеи, ямы, кучи сучьев, щепки, вывороченные пни деревьев, разломанные остатки построек, мусор; трактора и погрузчики буквально перерыли и перевернули все участки. Нужно было восстанавливать прогулочные участки детского сада. Мы подошли к этому с выдумкой и разработали очень интересный и, с нашей точки зрения, перспективный проект.
- Как замысел был реализован?
- План был разработан на 3 года. Финансовое обеспечение – спонсорские средства.
Поздней осенью 2012-го, после вырубки деревьев, были организованы субботники. В течение месяца вывезен крупный мусор, остатки оборудования и построек.
Весной 2013-го, без всякой специальной техники, вручную, граблями и лопатами педагоги с помощью родителей убирали мусор, выравнивали земляную поверхность, выкорчёвывали старые пни. Использовали каждую свободную минутку для уборки, дети по мере сил помогали своим воспитателям. Постепенно территория детского сада стала приобретать благоприятный вид.
Была проведена новая планировка территорий с учётом возрастных особенностей детей – разбито шесть прогулочных участков. Каждый участок огорожен забором, продуман и составлен план озеленения территории. Родители привозили саженцы, и дети с огромным удовольствием вместе с папами и мамами высаживали сосенки и берёзки.
Также, с помощью родителей на каждом участке появились веранды. Каждая группа выбрала свою форму, свое оформление.
Весной 2013-го на участках начали строиться малые скульптурные формы: машинки, кораблики, песочницы, столики и скамеечки. Разбивались и восстанавливались клумбы.
В итоге после колоссальной работы мы имеем 6 игровых зон: «Станция «Ромашково», «Островок детства», «Веселая полянка», «Волшебный автодром», «Спортландия», «Игралочка». Оформление каждой площадки отражает не только возраст и название группы, но также интересы, направления, особенности. Важно, когда участки групп отличаются друг от друга, имеют своё индивидуальное лицо, «изюминку».
Главные силы и средства летом 2014 года были направлены на ремонт крылечек детского сада. Площадь крылечек была выложена плиткой, поставлены новые ограждения.
- В чем уникальность проекта?
- Оборудуя детские площадки, мы поставили для себя задачу – создать условия для разнообразных игр, для детского творчества, фантазии, конструирования. Создать своими руками. Старый пень можно выкорчевать, а можно превратить его в гнома или белку, из крупных камней получаются не только отличные объекты для наблюдений, но и яркие сказочные герои, своеобразные декорации для спектаклей и игр. Поэтому работа помогла развить креативность, активизировать творческий потенциал у наших воспитанников, педагогов и родителей.
Но, самое главное, эта деятельность воспитывает бережное отношение к природе, вещам, к окружающему миру. В каждую постройку вложена душа. Родители нашли свободное время, не пожалели сил и стараний для детей. Ребята знают, что здесь, вместе с ними, трудились их мамы и папы, ценят это.
Поэтому родителям хочется выразить огромную благодарность. Отдельное спасибо родителям группы раннего возраста, а также Марине Сергеевне и Андрею Александровичу Лаптевым, Сергею Владимировичу Грязеву, Ришату Хабибзяновичу и Ирине Шарифуловне Чугалаевым, Наталье Михайловне Слабухиной, Степану Николаевичу Пашукову, Юрию Владимировичу Никулину, Дмитрию Сергеевичу Гребенкину, Михаилу Александровичу Никулину и другим.
- Все ли задуманное выполнено?
- Проект, представляемый нашим дошкольным учреждением, ценен тем, что деятельность его не ограничится определенными сроками. Оборудованная территория детского сада позволит вести системную физкультурно-оздоровительную и воспитательно-образовательную работу с детьми.
Проект благоустройства помог решить задачи эстетического, умственного, нравственного и физического воспитания детей через знакомство с окружающим растительным миром; создать комфортные условия для прогулок.
Разумеется, работа еще не закончена. В планах – создание дорожки здоровья, метеолаборатории, ремонт асфальтового покрытия и создание автогородка. Конечно, это планы не на один год. Но старт дан, и начало положено.
Мы не можем изменить весь мир, но можем изменить себя, свое отношение к тому, что происходит вокруг нас. Детей учит то, что их окружает. А если ребенка окружают неравнодушные и увлеченные люди, то и воспитан он будет личностью красивой и гармонично развитой.
Автор: Алена Харина.