1661 год считается годом основания села Лудяна -Ясашинская.
2016 год - юбилейный. Селу исполняется 355 лет.
Дела давно минувших лет
Первое поселение возникло на речке Черной в начале 17 века. Первыми поселенцами были марийцы, поэтому первоначально поселение называлось Черемивщина.
А в 1661 году на реке Лудяне на пустой земле поселились бежавшие из Лебяжья крестьяне Агафон Буйских и Никифор Реткин с товарищами. По благословленью Лаврентия, митрополита Казанского и Свияжского, построили на этой земле церковь во имя преподобных отцов Зосимы и Савватея, Соловецких чудотворцев. Этот год и считается основанием села. В 1663 году в дозорных книгах прописано: "В селе 2 двора. К селу приписано 4 деревни, 5 починков, в них 20 дворов". Село стало называться Ясачная (Ясашная), потому что крестьяне платили ясак, в основном хлебом и медом по числу дворов, по указам приезжающих из Казани приказных.
В 1664 году церковный староста Агафон Буйских с товарищами подали царю челобитную о выделении для церкви пустующие земли по рекам Лудяне, Черной, Удеру, Сардане и Суне. 5 августа 1664 года по приговору казанского боярина и воеводы Куракина "подле Черной речки на ключе Большом у березы, от того ключа пойменною землею и сенными покосами к Черной речке вниз по реке Лудяне в Вятскую сторону, на низ по Черной речке на Мезиаморский бор, и вверх Суны-реки, и по р. Суне до Вятки, велено владеть Новой Лудянской пустошью крестьянам Агафонке Буйскому с товарищами". Агафонка Буйских с товарищами обязались платить в Казань по 10 ясаков в год. Земля, на которой поселились беглые из Лебяжья, принадлежала черемисам. Они заявили в этом же году свои права, указывая в своем челобитье, что с этой земли они уже давно платят 30 ясаков и 30 батманов меду ежегодно, что у них в тех местах бобровые ловли, хмелевые угодья, ловли выдры и норки, за что они также платят оброку 30 алтын и пошлину 9 денег. Они добились того, что в 1663 году утверждены были в своих правах, хотя и с надбавкой 8 ясаков. Но земля Агафону Буйских была все-таки выделена.
Население занималось сельским хозяйством, а также ремеслами. На своих землях выращивали зерновые, овощи, лен; выкармливали коров, телят, овец, а свиней было мало. В каждом хозяйстве была лошадь. Мужчины занимались извозом: возили кудель в Слободской, Котельнич, Вятку. Из Слободского возили бочками пиво в Ноли. Еще мужчины плотничали, занимались пчеловодством, катали валенки. Была и кузница, где искусные мастера производили необходимые орудия труда. На реке Лудяна стояла водяная мельница для размола зерна, остатки от которой сохранились до сих пор. Женщины занимались домашним хозяйством и обработкой льна: теребили, трепали, чесали, пряли, ткали…...
В 1790 году вместо обветшавшей деревянной церкви строят каменную в честь Казанской Божьей матери с двумя приделами в честь введения в храм Пресвятой Богородицы и преподобных Зосимы и Савватея, Соловецких чудотворцев. Церковь получилась очень красивая, с прекрасными колоколами. В церкви служили, венчались, крестили, отпевали. Около церкви была большая красивая площадь. В воскресные и праздничные дни здесь проходила торговля. На лошадях съезжалось много народа. Торговали излишками от своих хозяйств: молоком (зимой мороженым), сметаной, маслом. Продавали валенки, корзины, плетни, гончарную посуду и многое другое.
Век двадцатый
В 1905 году была открыта трехклассная церковно-приходская школа. Учителями были церковные служители. Учили в основном мальчиков. Медицинских учреждений не было. Торговля была частной. Перед Октябрьской революцией в селе было всего 12 дворов. Село относилось к Зыковской волости. При переписи 1926 года в селе насчитывалось 31 хозяйство, из них 18 крестьянского типа. Всего жителей 104 человека. Из них мужчин - 41, женщин - 63. В 1926 году село относилось к Лудянскому сельсовету Нолинской волости. После установления Советской власти некоторые хозяйства вскладчину начали покупать молотилки, сеялки, плуги, жатки - все на конной тяге. Дома были низенькие, покрытые соломой.
Коллективизация
Первоначально в селе была создана коммуна "Красный путь". Люди, собравшиеся в коммуну, привозили с собой скот, ставили в общие скотные дворы. Они селились в дома, отобранные у священнослужителей. В доме дьякона Пономарева, сохранившемся до наших дней, поселились сразу 6 семей. Вначале все работали дружно и старательно. При коммуне была организована столовая, в которой кормили всех работающих. Поначалу старались кормить лучше тех, кто производительнее работал, но потом управление коммуны стало лучшее забирать себе, начались споры и недовольство, и коммуна в скором времени распалась. В 1936 году была организована артель "Красный путь". В 1950 году сельхозартели "Красный путь", "Кременское", "Емаевский" объединились в общий колхоз "Красный путь". В 1953 году "Красный путь" (Л.-Ясашинская) и "Путь Ильича" (д. Вашкирень) объединились в колхоз "Путь Ильича" (центр д. Емаевщина). В 1958 году "Заветы Ленина" (д. Белоусово), "Путь Ильича" (д.Емаевщина), имени Маленкова (д. Долгие) объединились в колхоз "Заветы Ленина" с центром в с. Лудяна-Ясашинская. Так появился наш колхоз, который в 2008 году отмечал свое 50-летие.
Жизнь в селе после революции
Сегодня в Лудяне-Ясашинской восемь школьников. Шестеро ездят на уроки в Татауровскую школу, двое - в Нолинскую (в городе работает мама ребятишек).
В 1936 году была закрыта церковь. В 30-е годы появились первые очаги культуры - избы-читальни. Сельская изба-читальня находилась в здании бывшего церковного дома. По воспоминаниям старожилов, избу-читальню называли "читалкой". Первая такая читалка была в старинном доме около ключа на угоре. Книг было немного. Были газеты, например, "Правда". По материалам архивов, работниками избы-читальни ("избачами") были : В.В. Максимов (до 1948 г.), затем до 1950-го И.В. Коробов, с 1950-го - Н.А. Усцов. После него работал И.Н. Шибанов, затем непродолжительное время - Е.А. Мельчакова. В 1954 году заведовала библиотекой М.И. Токарева. В том же году ее сменила Т.Е. Горбунова. В 1956 году избы-читальни были преобразованы в сельские библиотеки. На базе изб-читален и библиотек была организована художественная самодеятельность. Силами интеллигенции и молодежи ставились концерты и спектакли. Электрического света не было. Собирались при свете керосиновых ламп. Вечерами в избе-читальне молодые люди танцевали и пели под гармошку, заводили патефон. Здесь же раз в месяц демонстрировались кинофильмы, что было для населения настоящим праздником. Появились первые детекторные радиоприемники, посетителям избы-читальни давали наушники, через которые те слушали голос Москвы.
Библиотекарь Тамара
Хочется поподробнее рассказать о Тамаре Егоровне Горбуновой. Она приехала в село молоденькой девчонкой. Училась в Нолинском педучилище, но из-за болезни матери ей пришлось срочно искать работу. Это была высокая, стройная, энергичная девушка. Вышла замуж, стала Назаровой, родила сына. Долгое время была секретарем комсомольской организации, с 1974 года - секретарем партийной организации колхоза, с 1976 была избрана председателем сельсовета. Закончила заочно Кировское культпросветучилище. Проводила много массовых мероприятий, работала с передвижками. Их было много, в каждой деревне. Меняла книги в передвижках, ей приходилось много ходить пешком, изредка ездила на лошади. Тамара Егоровна была также активной участницей художественной самодеятельности: хорошо пела, прекрасно играла в драматических и комедийных постановках. К сожалению, жизнь ее оборвалась рано. Погиб ее сын, через два года не стало и ее.
Наши дни
На территории сельсовета было огромное количество деревень, от которых сейчас остались только названия: Сорвищи, Кузнецы, Белоусово, Цепелята, Огородники, Халевины, Монастырь, Зыряны, Соболята, Вашкирень, Сунчата, Долгие, Александровский Починок, Киселевщина, Кременское, Емаевщина, Кочерги, Мезень.… В настоящее время осталась только д. Мезень, в которой совсем мало жителей и д. Белоусово, земли близ которой арендуют фермеры.
До недавнего времени в селе работал медпункт, был типовой детский сад, основная школа, магазин-столовая, типовой Дом культуры (в нем была расположена и библиотека), административное здание, в котором находились на первом этаже - администрация сельского совета и почта, на втором этаже - правление колхоза "Заветы Ленина".
Молодые пенсионерки Галина Якурнова и Людмила Огородникова.
Хочется отметить, что типовой Дом культуры был построен в 1970-м году. Перед фасадом здания установлен памятник землякам, погибшим в годы Великой Отечественной войны. Памятник открыт 5 ноября 1975 года. Из сельсовета ушло на фронт 400 человек, не вернулось 189. Памятник - статуя скорбящей женщины - стоит на фоне стены, на которой помещены таблички с фамилиями погибших земляков. На краю площади у ДК расположена дорогая для всех односельчан могила. Здесь похоронен воин-интернационалист, погибший в Афганистане, Новоселов Александр. В день празднования ВДВ бывшие десантники и воины-афганцы часто собираются у могилы.
В связи с изменением в общественной жизни страны и оптимизацией, постепенно были закрыты детский сад, школа, столовая, почта, Дом культуры, библиотека переехала в жилое здание, в 2014 году была закрыта и она. Остались только магазин и правление колхоза. В колхозе 12 постоянных работников, из трое - механизаторы, четверо - животноводы.
В 2015 году было засеяно 210 га, урожайность - 15 ц с га. Животноводы заняты откормом крупно-рогатого скота.
В селе (вместе с д. Мезень) всего прописано 146 человек, фактически проживает 102 человека. Мужчин - 45, женщин - 57, дошкольников - 7, школьников - 8. Трудоспособного населения - 48, пенсионеров - 35. Самый пожилой человек - Князева Таисья Яковлевна (ей 89 лет), самой маленькой - Рыковой Полине - нет еще и года.
Где родился - там и пригодился
Более 40 лет проработал в родном колхозе Виктор Васильевич Цепелев. Родился он в д. Цепелята, затем семья переехала в д. Белоусово. Закончил там начальную школу, 8 классов - в селе Л.-Ясашинская. Поступил в Нолинское СПТУ, получил там специальность механизатора широкого профиля. Сразу же после его окончания был призван в армию. Отслужил, поступил на работу в колхоз, так и работает здесь с 1976 года. Выполняет все сельхозработы - пашет, культивирует, сеет, работает на комбайне, возит разные грузы…. Все не перечислишь. Отличный, добросовестный работник. В этом году будет отмечать свой юбилей - 60-летие, станет пенсионером. Но если Бог здоровья даст - поработает еще.
Всю жизнь в колхозе
Лидии Тихоновне Черевковой 84-ый год. В селе она живет с 1954 года (замуж вышла за лудянского парня), а родилась в д. Киселевщина. В годы войны семья переехала в Емаевщину, училась она тогда во 2 классе в Л.-Ясашинской.
Лидия Тихоновна рассказывает: "Всего в семье было пятеро детей: Евгения 1924-го года рождения, Дуня - 1930 г.р., Иван - 1927 г.р., Вася - с 1935-го, и я, Лида, с 1932-го. Так случилось, что отец уехал на заработки в Свердловск, а домой не вернулся, создал семью с другой женщиной. Осталась наша мама с такой мелочью одна (мне тогда только 3 года исполнилось). Хорошо, что родители отца, бабушка с дедушкой, не бросили в беде, помогали нас воспитывать, а мать все в колхозе работала. Работать и я рано начала. С начала войны помогала колхозникам по мере своих сил: в поле работала, на сенокосе, на лошадях. Работала кладовщиком, дояркой, в отпуске не бывала.… Всего 45 лет в колхозе отработала. Сказывается сейчас эта работа, переделанная за все годы - и руки, и ноги болят. Скотину сейчас уже не держу, а огород сажу, Господь пока здоровья дает, да и дети помогают".
Нелегка жизнь, а интересна…
В каждом селении есть человек, который, как в летопись в былое время, складывает многие события окружающей деревенской жизни, как бы записывая в памяти своей.
Таким человеком является моя односельчанка Раиса Ивановна Якурнова. Несмотря на солидный возраст (13 марта ей исполнилось 87 лет), имеет цепкую память, держащую мельчайшие подробности далекого прошлого, а жизнь ее, как и у многих деревенских женщин, легкой не была…...
В колхоз ее семья вошла в 1931 году. Девочка помнила, как забрали лошадь, как корову потом отвели. Рассказывает, как на финскую войну трое из ее деревни ушли воевать, и все вернулись. На Отечественную ушли 28, а вернулись 14, почти все инвалидами. И отец ее пришел в сентябре 1945-го.
В годы войны я была подростком, - вспоминает Раиса Ивановна. - Работали наравне со взрослыми. Снопы вязали, лен теребили. Возили снопы в скирды, а зимой молотили на конной молотилке. Езживали с зерном в Медведок. В войну голодно было. Похоронки придут - рев по всей деревне…...
Вышла замуж в 1951 году. Работала всю жизнь в колхозе. Вначале на разных работах - куда пошлют. Косила даже на конной косилке, потом дояркой, телятницей, последние три года работала свинаркой. Все время передовой была.
Раиса Ивановна родила и воспитала четверых детей, сейчас живет у младшего сына в родном селе. Годы большие, но память не угасла. Многое вспомнила по истории села.
- Помню священников, что в селе в церкви служили. Вот вспомнила Есенина Александра Александровича. Был еще Ложкин Иван. Шестеро детей у него было. Как церковь закрыли, хотели его расстрелять. Он отдал все, что у него было, и дом свой. Дали ему самую плохую избушку. У Александра Александровича была дочь Мария. Она была хорошая швея. Зашила припрятанные золотые монеты в цветные лоскутки, как пуговки получились. Когда она умерла, все ее вещи выбросили, в том числе и котомочку с пуговками, а одна пуговка выпала. Один мужик взял и расковырял. Начали потом везде искать, да ничего не нашли... Жила эта Мария в доме, где потом библиотека была. Когда библиотеку перевели в другое здание, это большое церковное здание решили сломать, все были поражены, насколько прочными оказались бревна. На века в старые времена строили…...
- Где контора колхозная стояла - там дом Ложкина был, священника. Большой дом, крыт железом. Потом он сгорел. Позднее обнаружили, что под ним ход был подземный в церковь.
- В 1938 году, когда закрывали церковь, стали колокола сбрасывать. Они большие были, в проемы пролезть не могли, пришлось их ломать, расширять, тогда только и смогли на землю столкнуть. Иконы все собрали, принесли в сельсовет. Техслужащая ими печки топила, однако некоторые по домам разнесли, спрятали. У моей сестры хранились две иконы, в сундуке сберегали, на чердаке, сверху барахло накидали. Потом кто-то выманил эти иконы у сестры.
- Еще хорошо помню, что дом двухэтажный, что против магазина, у дьякона Пономарева отобрали. Там коммунары жили, шесть семей. Дворы они поставили, железом красным покрыли - далеко видно. Вначале хорошо жили, работали дружно, а потом безобразия пошли - распалась коммуна. Потом отдали этот дом под квартиры.
- Трасса, главная дорога, еще при Екатерине была березами засажена. Сейчас их нет, конечно, но корни от тех берез еще остались, можно их найти, если хорошо поискать.
Многое еще рассказала Раиса Ивановна, но это будет уже другая история, когда о других деревнях сельсовета рассказ пойдет. А я благодарю эту мудрую женщину, поздравляю с прошедшим днем рождения, желаю крепкого здоровья и долгих лет активной жизни.
(В тексте использованы данные Нолинского районного архива и материалы Л.-Ясашинской
библиотеки, подготовленные Н.С. Цепелевой).