Ситуация с детским дорожно-транспортным травматизмом в области остается напряженной. По итогам 8 месяцев текущего года на территории области произошло 155 ДТП с участием несовершеннолетних, в которых 9 детей погибло и 161 ребенок получил травмы различной степени тяжести.
Каждый второй пострадавший в ДТП ребенок является пешеходом. В 36,4% случаев пострадали дети-пассажиры. В половине случаев виновниками аварий были сами дети. Основная причина - переход проезжей части вне пешеходного перехода или в неположенном месте.
На дороге встречаются двое: водитель и ребенок. Первый - взрослый, имеется жизненный опыт, учеба и сдача экзамена на право управления транспортным средством. Второй - дитя, еще не созревшее для жестких требований дорожного движения, ведь пешехода не учат в автошколах, выпускной экзамен они не сдают и проф-отбор не проходят. Ясно, что моральная ответственность ложится именно на водителя. Ему необходимо знать типичные ошибки ребенка и быть готовым компенсировать их за счет своего опыта.
В поле зрения опытного водителя всегда находится не только проезжая часть, но и прилегающая территория, откуда неожиданно может появиться ребенок. Небольшой пример: на остановке находятся молодая женщина и маленький ребенок. Женщина, ожидая автобус, увлеклась разговором по телефону, ребенок играет, бегая по остановке. Любой водитель обязан взять себе эту пару мама и ребенок на заметку. Интервал от остановки побольше, скорость поменьше, нога на педали тормоза, в голове постоянное ожидание опасности: а вдруг побежит на дорогу.
Так и есть! Беспечная мамаша упустила момент, когда неожиданно детская игра с остановки переместилась на проезжую часть. И в этой ситуации уже не метры с секундами, а в буквальном смысле только сантиметры и доли секунд решают дальнейшую судьбу как ребенка, так и водителя. Это не олимпийские игры, не чемпионат мира, где отчет времени по установлению рекордов засекается при помощи электронных секундомеров, это наша жизнь.
Хорошо, если водитель наготове, и ребенок спасен. У маленьких детей нет навыков самосохранения и защиты, но есть детская непоседливость, умноженная на жизненную энергию.
В спешке и увлечении дети забывают об опасности. Но это не дает взрослым права пренебрегать их безопасностью. Водителям нужно знать наиболее характерные особенности поведения детей и учитывать их при управлении машиной.
Маленький рост не позволяет детям вовремя увидеть приближающийся автомобиль.
У детей меньше шаг, чем у взрослых, поэтому они дольше находятся в зоне опасности.
Когда дети бегут, то они смотрят только в направлении бега. У ребенка в возрасте до пяти лет сектор обзора процентов на 30 меньше, чем у взрослого.
Маленькие дети не в состоянии сразу остановиться во время бега, поэтому на оклик родителей или сигнал автомобиля они реагируют со значительным опозданием.
Взрослые еще при подходе к дороге оценивают ситуацию и принимают решение переходить проезжую часть или пропустить транспортное средство. Дети этого делать заранее пока не умеют и не задумываясь о последствиях переходят улицу.
У взрослого человека на дороге время на восприятие обстановки, ее обдумывание, принятие решения и действие занимает примерно 0,8 секунды. Ребенку же требуется более трех секунд.
Маленькие дети переносят действия из своего мира игрушек в реальность и считают, что настоящая машина может остановиться так же мгновенно, как и их игрушечная.
Кроме того, надо помнить, что научить ребят опасаться стоящих машин исключительно трудно: ведь привычка смело выбегать из-за преграды натренирована еще в раннем детстве и прочно сидит в каждом ребенке.
Поэтому каждый водитель должен максимально учитывать особенности поведения детей и принимать все меры для обеспечения безопасности пребывания их на улице.
* * *