Дождь ли, ветер ли, лютая стужа, сотрудник ГИБДД должен быть на посту каждый день. И так за годом год. А все потому что ты защищаешь жизнь и безопасность пешеходов, велосипедистов, мотоциклистов, автомобилистов и даже животных, ставших невольными участниками дорожного движения.
Но настолько ли трудна эта работа? Быть может, все гораздо проще: взмах жезлом - и нарушитель уже пристыжен и безопасен? Чтобы узнать, просто ли это - быть инспектором ГИБДД, наш корреспондент отправился в рейд вместе с патрулем ДПС.
Два часа дня. Начальник ОГИБДД Андрей Иванович Заболотских проводит инструктаж. Сегодня патруль в составе инспекторов ДПС Алексея Степановича Зрюмова и Дмитрия Владимировича Наговицына будет в течение первой половины смены работать в поселке Медведок. Выехали. До населенного пункта дорога займет минут 20. Напарники, сидя на передних сидениях, обсуждают итоги стрельб, которые только что закончились в тире, делятся новостями, обсуждают погоду.… А заодно поясняют, почему сегодня едем именно в Медведок.
- Жители поселка знают нас хорошо, - говорит Алексей Зрюмов. - Здесь найдется мало владельцев транспортных средств, кого мы не останавливали за нарушение правил дорожного движения. Вот, к примеру, имеет человек автомобиль. Нужно ему хлеба купить - он пешком не пойдет, хотя до магазина метров 500 будет. Заведет машину, а фары не включит или не пристегнется.… Казалось бы, зачем? А между тем правила есть правила, и их нужно соблюдать.
У Алексея Зрюмова на потенциальных нарушителей глаз наметан: за 17 лет работы в ГИБДД он успел повидать многое. Были и погони, и буйные водители. Но все-таки, сознательных участников дорожного движения у нас больше.
За разговорами дорога до Медведка показалась совсем недолгой, особенно если учесть, что трассу где-то подлатали, а местами положили новый слой асфальта. Вот мы уже в поселке. Середина недели. Улицы пустынны. Сделав несколько кругов по песчаным улицам, машина ДПС останавливается у здания бывшего лесничества. Дорога хорошо просматривается во все стороны, да и сотрудники ГИБДД как на ладони.
Наблюдая со стороны за поведением проезжающих мимо водителей, вспоминается мультфильм "Ну, погоди!", где волк, завидев мотоцикл сотрудников милиции, выворачивает карманы и всем своим видом показывает свою законопослушность.
- А так и должно быть, говорит Алексей Зрюмов. - Ведь мы не каратели. Мы должны обеспечивать безопасность на дорогах. Водители видят нас и стараются быть более дисциплинированными, проверяют, все ли у них в порядке…
Пока он это говорит, из-за поворота появляется легковушка российского производства. И хоть скорость у нее допустимая, но фары не включены. Взмахом жезла Дмитрий Наговицын остановил транспортное средство, представился, попросил предъявить документы, провел визуальный осмотр автомобиля и пригласил водителя в машину ДПС для составления протокола.
Небольшое отступление. Когда только была введена эта норма - при движении включать свет фар - многие возмущались ее бессмысленностью. Не буду лукавить, относилась к тому же числу недоумевающих граждан. Но однажды мы с мужем ехали в сумерках сквозь туман по трассе Киров-Казань в сторону Уржума, и если бы не эти самые включенные фары - не миновать нам беды на дороге.
Пока составляли протокол, со стороны Аркуля показалась целая вереница автомашин. У одной также были выключены фары, но водитель еще до приближения к инспектору исправил это нарушение. Однако, как оказалось, это тоже являлось основанием для того, чтобы остановить транспортное средство и проверить документы. В общей сложности за час Дмитрий Наговицын и Алексей Зрюмов пообщались с семью водителями. Потом сделали еще несколько кругов по улицам поселка и отправились назад в город.
- Что бы там ни говорили, а ситуация на дорогах год от года лучше не становится, - говорят инспекторы. - Сегодня мало какая семья живет без автомобиля. Порой за рулем и муж, и жена. То есть дорожный поток становится все насыщеннее. А водительского опыта у многих не хватает. Да и полихачить некоторым хочется. А между тем, дорога ошибок не прощает. Однако, стоит заметить, что женщины зачастую являются более дисциплинированными и аккуратными водителями. Конечно, это вполне объяснимо, ведь в большинстве своем их пассажирами являются дети.
- Несмотря на то, что с 1 сентября 2013 года в России ужесточили штрафы за управление транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения, пьяных водителей меньше не стало, - говорит Алексей Зрюмов. - Нет, конечно, в первые месяц-полтора на дорогах было спокойнее, люди как-то бережно относились к своему семейному бюджету. А сейчас, принимая штраф в размере 30-50 тысяч рублей как данность и неизбежность, вновь начали садиться за руль, "приняв на грудь". Сейчас вновь за смену бывает по 3-4 рапорта на таких водителей. А недавно случай был: мужчина сел за руль пьяным, мы составили на него протокол об административном правонарушении, пока его дело рассматривалось в суде (несколько недель), он умудрился попасться за это же нарушение второй раз. То есть в общей сложности на него будет наложен штраф в размере 60 тысяч рублей. Неужели, люди у нас такие богатые, что могут себе позволить платить эти огромные штрафы?
За разговорами вновь незаметно пролетела дорога до Нолинска. Въезжая в город, инспекторы показывали места, где наиболее часто можно встретить пьяных водителей за рулем. Так, например, самым непростым в этом плане местом сегодня является улица Ленина в районе "Трактира". Именно в расположенную в этом здании закусочную водители отправляются "за добавкой", надеясь на русский авось - вдруг пронесет и сотрудники ГИБДД в этот момент не несут дежурство именно в этом месте?
Стоит честно отметить, что, отправляясь в рейс, корреспондент всегда надеется на захватывающий читателя сюжет: погоня за нарушителем, пара-тройка пьяных водителей… ... Но не на тот финал, который оказался на самом деле. Спускаясь с горы, мы увидели ДТП: у обочины стояли грузовой УАЗик и красивая иномарка.
Конечно, на месте происшествия уже работал инспектор ДПС Сергей Васильевич Питиримов. Он проводил необходимые замеры, составлял схему ДТП. У дороги собрались зеваки, дети бурно обсуждали повреждения иномарки, а взрослые сочувственно вздыхали. Сами водители находились в шоке. Словно не веря своим глазам на все происшедшее, стоя на тротуаре, смотрела пассажирка УАЗа.
Помощь Дмитрия Наговицына оказалась кстати: он регулировал движение машин по перегороженной дороге. Водители, понимая ситуацию, безропотно стояли в небольшой пробке. Алексей Зрюмов помог снять замеры. После чего участники ДТП своим ходом отправились в отделение ГИБДД для дачи объяснений.
Первоначально происшествие выглядело так: два автомобиля двигались в гору, водитель иномарки начал обгон, а водитель УАЗа, не убедившись в безопасности маневра, решил повернуть налево. В результате - ДТП. На момент написания материала разбирательство еще не было завершено, так что о виновности или невиновности водителей судить не будем.
По итогам смены Алексей Зрюмов и Дмитрий Наговицын выявили и пресекли …7 нарушений Правил дорожного движения, в том числе:
- один водитель нарушил правила перевозки детей;
-двое водителей управляли транспортными сродствами с технеисправностями;
-двое водителей двигались на транспортном средстве без включенного света фар;
-два пешехода шли по проезжей части при наличии тротуаров.
Патрульная машина вернулась в гараж уже перед полуночью. Но на этом смена еще не считается законченной: нужно сдать рапорта, отчитаться о происшествиях.
Кстати. В свой профессиональный праздник поздравления и заслуженные награды принимали ветераны ГИБДД. Так, Михаил Иванович Тукмачев и Сергей Михайлович Родыгин были награждены медалями "Ветеран ГАИ-ГИБДД".
Редакция газеты "Сельская новь" поздравляет весь коллектив ГИБДД с профессиональным праздником, желает смен без происшествий, аккуратных и дисциплинированных водителей, ровных дорог и семейного благополучия.
Наталия СУНЦОВА,
наш корр.