КАК ЭТО НАЧИНАЛОСЬ
По имеющимся сведениям, д. Перевоз была основана в 1600 году. Точных сведений по этому событию нет, но известно, что деревня существовала до основания г. Нолинска.
Первоначальное название деревни "Высокая Веретья". Старинное слово "веретье" обозначает поле на возвышении. Именно там, на высоком берегу реки Вои, и появились первые дома. Место и впрямь красивое. Прямо перед деревней раскинулись луга, лес; внизу, под холмом, звенит перекатами Воя.
Здесь была организована переправа через реку в соседнее село Сретенское, и Высокая Веретья получила второе название - Перевоз. Но до реки далековато, поэтому часто случались пожары. В мае 1845 года деревня почти вся сгорела. Чтобы подобное больше не повторялось, прошла перепланировка деревни: дома расположили по тракту, расположенному на берегу реки. По результатам переписи1855 года, здесь проживало 148 душ мужского пола (хозяйств - 45).
Население деревни было, в основном, неграмотным. Основное занятие жителей - земледелие. Перевозу принадлежало 415 десятин земли, половина из которых была пахотной, остальная - луговая и занятая лесом и кустарником. Но, кроме него, население занималось кустарными промыслами: в конце ХIХ века здесь существовало 13 кузниц, 5 мастерских по выделыванию кож, 3 красильни, 4 сапожных мастерских. Некоторые земли жители Перевоза сдавали в аренду Чураковскому винокуренному заводу.
Росла деревня, увеличивалось число ее жителей. Постепенно осваивались под пашню все новые земли. Кроме того, в Перевозе существовала мельница. Кто и когда ее построил - история умалчивает. Но этот человек сделал большое дело. Мельницей пользовались не только местные жители. Сначала мельница была казенной, но потом, из-за нехватки средств на ее содержание, ее продали местному обществу.
Однажды в мельничном омуте выплыла икона Николая Чудотворца (наверное, кто-то из жителей опустил за непригодностью икону в воду реки). И по сей день один из ключей, бьющих на берегу бывшего омута, называется Николиным. Ему приписывают разные чудесные свойства. Говорят, что его вода излечивает от слепоты. И правда, проходя к тому месту, где начинает бить ключ, подземные воды задевают множество различных слоев и содержат в себе минералы, способные принести пользу зрению (анализ воды уже в ХХ веке был сделан в одном московском НИИ. Зрение не вернет, но помочь может). Рядом один из зажиточных крестьян построил часовню, и некоторое время храмовым праздником Перевоза был Николин день (22 мая по новому стилю). Затем икона оказалась в приходской церкви, и праздник сменился.
Берег Вои, на котором стояла деревня, постепенно стал подмываться водами реки. Русло становилось все уже, и тогда было решено перекопать перешеек, чтобы направить реку по второму руслу, что и было сделано. И сегодня старица (или Матвейково озеро) напоминает о том времени. Сейчас озеро заросло, но в нем живут бобры, прилетают утки, обитает пара серых цапель и большая выпь (последние занесены в Красную книгу Кировской области). Прошлой весной над озером кружили лебеди, ненадолго останавливаясь при перелете на север.
Жили в Перевозе мирно. Вместе старались быть и в горе, и в радости. В основном, хозяйства были среднего достатка. Общественные вопросы решались большинством голосов, но к мнению стариков прислушивались. Пьянства, воровства, драк не было. Деревенская молодежь собиралась под чьими-нибудь окнами, и начинались игры. В воскресенье в хороводы собиралось до 40 человек. А еще пели. Хор был слышен не только в деревне, но и за ее пределами. Может, именно это умение - петь хором - дарят нам потомки тех жителей, участники современного перевозского ансамбля "Веретея"? А ведь когда-то и народный хор был в Перевозе. Его выступления даже на областном телевидении записывали.
Особенным праздником было Девичье заговенье или Проводы березки. Все, от мала до велика, в этот день украшали деревце лентами и шли с ним по центральной улице. Потом березка плыла по реке, сопровождаемая пением. Этот обычай сохранился и сейчас. Летним вечером собираются люди у клуба и идут к реке.
Все вместе провожали молодых рекрутов на военную службу. И снова звучали песни.
Жизнь Перевоза немногим отличалась от жизни окружающих его деревень. Разве что по весне проходили здесь ярмарки да появилась церковно-приходская школа. Но только половина мужчин овладевала грамотой, а женщин - еще меньше. Землю обрабатывали старинными способами, не принимая никаких новшеств. Например, новое сельскохозяйственное орудие - косулю-ярославку - долго не хотели применять. Считали, что испортит она землю и начнется мор. Но в конце XIX века общество приобрело 3 ручных молотилки, 3 веялки, одну сортировку и построили зерносушилку, и сразу стало считаться передовым. Кроме того, деревню не обошли и земельные реформы. Крестьяне учились хозяйствовать по-новому.
ХОЗЯЙСТВОВАТЬ ПО-НОВОМУ
В начале прошлого века молодые хозяева настояли на том, чтобы школа переехала в более приспособленное здание. На это пошла часть мирских денег. Оставшаяся часть была потрачена на пристрой к часовне. Здесь затем разместится артель "Стахановец" и обозный цех. После окончания Первой мировой войны в деревню стали возвращаться солдаты. Многие из них, видевшие перемены в стране, хотели преобразований и на своей малой родине. Среди бывших фронтовиков нашелся такой, кто был знаком с электричеством. Это был А.П. Култышев. Тогда родилась идея построить на Вое электростанцию. Так уже в 20-х годах прошлого века в Перевозе появилась динамомашина, снабжавшая электричеством жителей деревни. Такого еще и в Нолинске не было. Снабжение электричеством местной электростанцией продолжалось вплоть до 1959 года.
КОЛХОЗ
Послереволюционная жизнь деревни тесно связана с колхозом.
Сначала товарищество, сельхоз-артель "Труд", затем - колхоз "Ударник", который выстоял в военную лихолетицу. Об этом много лет собирал материалы ветеран Великой Отечественной войны В.А. Шибанов. Именно он создал музей колхоза "Ударник", где хранятся документы, рассказывающие о становлении, жизни колхоза. О музее и его создателе писал в нашей газете Н.И. Шемпелев. Заметка называлась "Колхоз поставил себе памятник". Очень жаль, что ни колхоз, ни музей не дожили до сегодняшнего дня.
НАДО ПОМНИТЬ
Старые фотографии смотрят со стендов. Четыре Героя Социалистического труда: Кощеев И.А., Култышева А.Ф., Кощеев П.И, Рубцова Е.М., многочисленные участники Всесоюзной сельскохозяйственной выставки разных лет. Сколько они вынесли на своих плечах! В годы войны многие односельчане ушли на фронт, многие не вернулись. А в это время вместе переживали тяжелые годы русские, эстонцы, украинцы...… У моих родителей до сих пор стоит старая тумбочка, сделанная благодарным постояльцем. Одним топором сделана, а ведь больше 70 лет исправно служит людям.
Я брожу между стендов. Вот материалы, рассказывающие о выведении овец породы вятская тонкорунная. Вот фотография моего деда, погибшего под Малоярославцем в 1941. Здесь же его свидетельство участника сельскохозяйственной выставки. А вот еще знакомые лица. Вот маленькая коробочка. Что в ней? Это памятный знак, посвященный 300-летию воссоединения Украины с Россией. 1954 год. Тогда никто не мог представить те события, которые произойдут в 2014. Хозяина у музея сейчас нет. Ключ хранится в администрации сельского поселения. Приезжают иногда земляки из далеких городов, заходят, пытаются найти хоть какое-то напоминание о своих родных и близких. А ведь это так интересно! И это надо знать, взрослым, детям, чтобы не стать Иванами, родства не помнящими, чтобы с гордостью говорить: я из Перевоза. Здесь жили мои предки. Может, снова начнет возрождаться деревня? Может, вспомним мы, как все вместе строили жизнь те, кто столько лет назад жил на этой земле? Ведь не зря появилась здесь и добротная школа, и детский комбинат, и Дом культуры…...
В небольшой сельской библиотеке сейчас вовсю кипит работа по созданию местной "Книги Памяти". С любовью собранные воспоминания фронтовиков, их детей, внуков бережно хранят здесь. 70 лет мирной жизни прошли. Из ветеранов ВОВ жива только К.И. Папулова. Одна. Из многих. Но пока еще живы работники тыла и дети войны, учащиеся местной школы приходят к ним и собирают их рассказы.