"Не омедивайте золото", - говаривала на педсоветах Вера Федоровна Кочурова, имея в виду качественное обучение ребятишек среднего звена, только что пришедших из начальных классов. Она имела право так говорить, потому что классы, в которых она занималась, по праву назывались образцовыми. У нее не было неуспевающих, мало троечников, зато отличников всегда много. Как-то раз выпустила четвертый класс, в котором было 16 отличников! Она могла научить любого ребенка.
Всегда безукоризненно причесанная, в белоснежной блузке, строгом аккуратном костюме, она одним своим видом внушала уважение и какой-то трепет. Она никогда никуда не опаздывала, была строгая, требовательная, имела прекрасный почерк и учила так писать всех своих учеников. По этому, особенно правильному почерку, "кочуровские" учащиеся всегда были узнаваемы. У нее не было любимчиков. Вера Федоровна нечасто хвалила, тем ценнее была похвала для того, кто был удостоен этой награды.
В своей семье она также пользовалась огромным авторитетом. Дочь Надежда и ее муж старались ничем не огорчать ее, брали на себя большую часть домашней работы, чтобы она могла больше времени отдавать своей работе. Кстати, муж ее занимал в районе ответственный пост, но Вера Федоровна так смогла себя поставить, что супруг считал ее работу важнее своей.
Обо всем этом рассказали мне ее бывшие ученики и коллеги. Валентина Анатольевна Дыкова (Копылова) вспоминает: "Мне безумно повезло, что я попала в класс Веры Федоровны. Хотя я пришла в школу довольно подготовленной (в 4,5 года уже умела читать), моя первая учительница сумела мне внушить, что это ничего не значит, и что нужно очень стараться, чтобы учиться на отлично. И я старалась, хотя одну-единственную двойку все-таки получила. Так внимательно слушала учительницу, стараясь не пропустить ни слова, что не заметила, как скатилась по чистым листам тетради только что "макнутая" в чернильницу-непроливайку моя перьевая ручка. Естественно, получилось множество клякс! Такой неаккуратности Вера Федоровна не стерпела, и красивая аккуратная "двоечка" была мне поставлена. Помню, на уроках было интересно, так как задания были не всегда традиционны, порой неожиданны. Например, она задала однажды такой вопрос: "Как превратить 6 в 9?" И очень рассердилась на нас, что мы не сразу сообразили, что цифру нужно просто перевернуть. Тупости она просто терпеть не могла!
Наша учительница всегда была с нами на внеклассных мероприятиях: сборы макулатуры и металлолома, экскурсии, лыжные прогулки - все это проходило под ее руководством, хотя она была не совсем здоровым человеком, аккуратность и обязательность были ее спутниками во всем. Как-то она возила своих второклассников на экскурсию в Киров, и была единственным руководителем для группы в 32 школьника, и все прошло благополучно.
Благодаря прекрасной подготовке у Веры Федоровны я и дальше училась на одни пятерки, легко поступила в Ленинградский университет на экономический факультет и работала в этом городе экономистом до пенсии".
В этом году состоялась встреча выпускников 1970 года. Они вспоминали разных учителей, которые обучали их. Много хороших слов прозвучало и о Вере Федоровне, которая была их первой учительницей и выпустила их из начальной школы в 1964 году. Как известно, первая учительница у школьника всегда на особом счету, а уж такой уникальный педагог, как Вера Федоровна... Правда, поняли они это, как говорили, только сейчас, по прошествии многих лет, а тогда воспринимали как должное, считая, что именно таким и должен быть учитель в младших классах.
Вспоминают ее внешний вид, строгую, но элегантную одежду, шарфик на шее в тон цвета костюма. Запомнилось темно-синее платье с украшением из тесьмы у ворота (такие платья шили приезжие эстонцы). Их учительница казалась им самой красивой. Она старалась применять наглядность в любом виде. Многие выпускники помнят, как Вера Федоровна давала понятие "километр". Для этого шли всем классом по улице и меряли все по очереди школьным метром 1000 метров, чтобы все поняли, что такое километр. В ее классах все хорошо и четко читали стихи, поэтому зачастую именно "кочуровцы" выбирались для приветствий и поздравлений участников различных собраний, конференций. Учительница проводила много репетиций, чтобы добиться не только четкости, но и выразительности. Вообще, во внеклассной работе она была большой выдумщицей. Был, кажется, конкурс инсценированной песни. Все дети класса вырезают из бумаги, клеят и красят, короче, изготовляют колоски. На репетициях сама Вера Федоровна поет песню, в которой есть строки: "Стеной стоит пшеница золотая", танцевальная группа с этими колосками кружится в танце, а в конце номера все руки танцоров держат сноп, сложенный из этих колосьев. После длительных тренировок голос у учительницы садился, но танец на концерте исполнен идеально уже под музыкальное сопровождение - баян или пластинку.
А как она проводила экскурсии! Допустим, приводила детей на колхозное поле. Не давая расслабиться ни на минуту, задавала сотню вопросов, касающихся природы, погоды, описания местности, составления предложений.… А потом, в классе, - мини-сочинение.
В ее работе с классом присутствовало, как сейчас говорят, дифференцированное обучение. На уроках слабые ученики сидели на первых партах, а сильные - на задних. Добиваясь усвоения материала от слабых, она давала дополнительные задания сильным, развивая их. Девиз учительницы был - научить каждого!
Опыт В. Ф. Кочуровой, конечно, пропагандировался и изучался, открытых уроков она давала много. Недаром она получила звание заслуженного учителя РСФСР одной из первых в районе.
Рассказывая о Вере Федоровне, одна из ее выпускниц сказала так: "Может быть, в наше время быть учителем в чем-то легче: больше наглядных пособий, материально стали жить лучше и ученики, и учителя. Но произошла переоценка ценностей, в том числе и педагогической деятельности. Раньше педагогов ценили все, поэтому, когда мы заучивали строки "Учитель! Перед именем твоим позволь смиренно преклонить колени!", мы невольно представляли своих учителей".