17 октября состоялась встреча педагогического коллектива Нолинской школы с главой департамента образования Кировской области А.М. Чуриным. Причиной этой встречи послужило письменное обращение педагогов, в котором они просили разобраться с вопросом начисления заработной платы учителям. Но в ходе беседы были подняты и такие злободневные вопросы, как организация образовательного процесса и подвоза учащихся к зданиям городской школы и техникума, а также видение местной властью перспектив решения проблем, связанных с размещением школьников.
На сегодняшний день в Нолинской общеобразовательной школе с углубленным изучением отдельных предметов трудятся 77 педагогов, 55 из них поставили свои подписи под обращением к главе департамента образования. Все они были возмущены резким снижением заработной платы, которое произошло в сентябре 2012 года. Так, некоторые педагоги за первый учебный месяц получили на 5-8 тысяч рублей меньше, чем, например, в мае. И учителя требовали не просто разобраться с этой ситуацией, но и наказать виновных.
– О сложной ситуации с организацией учебного процесса в городе Нолинске мы знаем, – начал встречу Анатолий Михайлович Чурин. – И она день ото дня только ухудшается. Сегодня мы были в здании школы, расположенном на улице Федосеева, 2. И все мы понимаем, что ремонт этого объекта не закончится ни через год, ни через два. А на строительство новой школы – это ни много ни мало 800 миллионов рублей – на сегодняшний день средств нет. Придется исходить из имеющихся ресурсов.
Думаю, вы все в курсе, что
7 мая 2012 года Президент Российской Федерации издал указ, согласно которому необходимо довести среднюю заработную плату педагогических работников общеобразовательных учреждений до средней по экономике. Еще в 2010 году средняя заработная плата педагогов Кировской области едва превышала 7000 рублей. По состоянию на сегодняшний день она составляет около 14800 рублей, а на конец года превысит 16700 рублей. А с 2013 года такую заработную плату должны получать и работники дошкольных образовательных учреждений. На такое увеличение нужно 300 с небольшим миллионов рублей. Прирост небольшой. Но как его обеспечить?
В свете этого мы и будем сегодня говорить о заработной плате учителей Нолинской городской школы. В 2011 году Нолинску на организацию учебного процесса было выделено 16 миллионов рублей, а в 2012 году – уже 19 миллионов. При этом, 20 декабря 2011 года губернатором Кировской области был подписан региональный закон № 113-ЗО "Об установлении нормативов финансового обеспечения образовательной деятельности общеобразовательных учреждений Кировской области", который, кроме всего прочего, регламентирует систему оплаты труда педагогических работников. С сожалением приходится констатировать, что бухгалтерия отдела образования не учла изменений, вносимых этим законом, и до августа производила начисления по прежней методике. В связи с этим средняя заработная плата учителей составила более 15000 рублей, в то время как по области она варьировалась в районе 13500. налицо перерасход.
Конечно, высокие заработки – это хорошо. Но такой размер выплат не был рассчитан бюджетом. И сегодня то, что осталось от субвенции, выделенной областью на финансирование образовательного процесса в Нолинском районе, нужно "растянуть" на четыре месяца – сентябрь, октябрь, ноябрь и декабрь. Вы требуете, чтобы виновные в халатности были найдены и наказаны. И я этого тоже требую!
Со стороны областного правительства будет сделано все, что возможно. Так, с октября было заложено повышение окладов педагогических работников. Но вы сами понимаете, что это будет не тот размер начислений, как в начале года.
– В девяностые годы, когда в стране была разруха, а зарплату учителям не выдавали по полгода, педагоги наших школ выжили потому, что с ними обращались по-человечески, что рядом был коллектив, в который можно прийти и поделиться наболевшим, – эмоционально говорила Татьяна Алексеевна Ковязина, учитель Нолинской школы. – А что мы видим сейчас? Представители местной власти не желают вступать в переговоры с педагогическим коллективом. И не хотят признать ошибкой слияние двух школ, каждая из которых имела свою историю, традиции, память. Мы разве многого просим? Чтобы нас не просто ставили перед фактом, а объяснили, что, почему и когда все это кончится...…
Эмоциональную речь педагога поддержали и родители: "Нам жаль детей. Стоит только подумать: ребята из шестых-седьмых классов учатся круглосуточно. Утром они повторяют устные предметы, ходят на тренировки, секции, кружки, а потом идут в школу, откуда возвращаются уже после семнадцати часов. Вечером приходят с работы родители и заставляют делать уроки. Если в прошлом году дети учились на "4" и "5", то нынче – на "2" и "3". Кажется, и ребенок остался тот же, и родители, и учителя. Только режим сменился…".
– Действительно, ситуация складывается непростая, – сказал Анатолий Михайлович. – И местной власти необходимо искать выходы из ситуации. Это не дело, когда такая огромная школа не имеет своего здания, не имеет спортивного зала…...
Общее собрание продолжалось около двух с половиной часов. За это время некоторые учителя успели провести по два урока для ребят, учащихся во вторую смену. В ходе конструктивной беседы педагоги получили часть ответов на волновавшие их вопросы, а также заверения в том, что виновные в ситуации с зарплатой будут наказаны.
Но визит главы департамента образования Кировской области А.М. Чурина на этом не закончился. За закрытыми дверями состоялась серьезная беседа с руководителями администрации района, отдела образования, социальной сферы, директором школы.
– Коллектив прав, – сказал Анатолий Михайлович. – Вся школа сейчас держится на энтузиазме педагогов: они приходят на работу, несмотря на такие условия труда, а им отплатили понижением заработной платы. Правительство Кировской области делает все, чтобы учитель остался в школе. Мы стараемся привлечь учителей в школу, а неконструктивные и необъективные решения местной власти их отпугивают. Если уйдет это поколение педагогов, а новых специалистов не будет, кто станет учить наших детей?! Необходимо все исправить, постараться найти выход из сложившейся ситуации. Мы, конечно, со своей стороны исполним взятые на себя обязательства по увеличению заработной платы учителей Кировской области. Но в вашем конкретном случае этого будет мало. Ищите выход.
Теперь относительно здания школы. Слив два общеобразовательных учреждения, местные власти получили огромного монстра, который не обеспечен условиями к существованию. Нет собственного здания, нет спортзала. И самое главное, что мы сейчас видим: даже после окончания ремонта здания по улице Федосеева, 2 ситуация не улучшится. Есть ли еще варианты? Может быть, действительно, стоит прислушаться к мнению учителей и восстановить здание школы на улице Коммуны, 4? Вы рассматривали такой вариант? Просчитывали?
Быть может, стоит сделать самостоятельную школу, пусть основную? Ну, ошиблись, поторопились, так давайте исправлять ситуацию!
– Нам очень интересно, какое видение разрешения ситуации у управления образования Нолинского района, – задала вопрос Л.Е. Золотова, начальник отдела дошкольного общего и дополнительного образования департамента образования Кировской области. – Необходимо не просто вложиться в капитальные ремонт, но и видеть перспективы. Быть может, 1 сентября 2013 года вы вновь разведете руками и скажете, что детей садить некуда? Я понимаю, что в предыдущие встречи вы очень хорошо озвучивали свое намерение получить в перспективе под школу здание Нолинского техникума, где сейчас занимаются старшеклассники. Но это учреждение является областной собственностью и на него вряд ли стоит рассчитывать...…
– Нет, давайте отметать этот вариант не будем, – продолжил Анатолий Михайлович. – Но все же, я считаю, что в вашей ситуации стоит просчитать контингент, взвесить свои возможности и обратиться к губернатору с вопросом о возрождении первой городской школы. И таким образом исправить сложившуюся ситуацию.
– Школа находилась в аварийном состоянии, – ответила Г.В. Пирогова. – Когда решался вопрос о ее закрытии, рассматривались варианты капитального ремонта, реконструкции под детский сад, но в то время губернатором была поддержана идея строительства новой школы. И именно поэтому было принято решение о закрытии здания.
– Вот именно, – продолжил А.М. Чурин. – После закрытия планировалось здание продать, а средства вложить в возведение новой школы. Именно школы, а не детского сада. И только в связи с этим здание на Федосеева, 2 было включено в перечень школ, подлежащих ремонту. Одно время, насколько я помню, речь шла даже о возведении пристроя к этому зданию. А что сейчас? Люди хотят и имеют право знать! Тысяча человек. Одна школа в городе. И такие отвратительные условия! Почему нельзя в Нолинске иметь одну основную и одну среднюю школу? Вам и ранее предлагался такой вариант.
Подводя итоги собрания, А.М. Чурин сказал:
Со следующего финансового года проблем с заработной платой быть не должно. В школе должна быть своя бухгалтерия. Обслуживающий персонал, такой как водители, должен быть переведен на финансирование из районного бюджета. Все вопросы, связанные с работой школы, должны решаться директором. Необходимо сейчас проанализировать, просчитать все варианты и сделать правильные выводы.
Наталия СУНЦОВА,
наш корр.