Рядом с ярким, крупным щитом коммерческой рекламы небольшое, размера газетного листа, объявление малозаметно. Однако оно на том же традиционном месте, где нолинчане привыкли видеть информацию о проводимых в краеведческом музее мероприятиях и, надо полагать, не замеченным не останется. В этот раз музей приглашает на вернисаж картин В. С. Путинцева. Поскольку вернисаж назван новогодним, то вероятна соответствующая этому и тематика.
Действительно, уже при входе в демонстрационный зал, замечаешь, что весь нижний ряд вывешенных на стене картин с преобладанием светлых зимних оттенков. Вот на крайней изображен издалека кажущийся невзрачным заснеженный куст. Художник же в непривлекательном объекте увидел прелесть творения матушки-зимы и постарался перенести это восприятие на холст. На фоне почти васильковой голубизны неба освещенные невидимым на картине, как лишняя деталь, солнцем, когда-то подтаявшие в оттепель, а затем схваченные морозцем снежинки подобны блесткам серебра. Кстати, полотно так и называется В серебре. Впечатление от изображенного настолько близко к реальности, что кажется, слегка дунуть на картину, и с ветвей посыпалась бы, медленно кружась и оседая, серебристая куржа.
Большинство же картин привлекательны даже самим сюжетом. Заметно, что при их подборе автор исходил из внимательного изучения пейзажной натуры. Ну разве могли ускользнуть от взгляда художника две березки, словно невесты-подружки под фатами из серебристого инея. При этом пейзаж исполнен так мастерски, что, кажется, деревца сами излучают свет. Или вот очень удачен сюжет с фоном куртинки молодых стройных берез, на которых куржевина и застрявшие в ветвях комочки снега в комплексе с воздушным между ними пространством, будто сотворены руками искусниц-кружевниц.
Словно на откадрированном фотоснимке, отбросив все второстепенное, художник сосредоточивает внимание зрителя на каком-либо отдельном элементе удивительного творения природы. Чтоб отразить дарованную деревьям кормилицей-землею мощь, не обязательно давать их на полотне во весь рост с кроной. Для этого вполне достаточно прорисовки нижней части могучих стволов на некоторых картинах, привлекших к себе взор не прямолинейностью, а причудливой конфигурацией.
Очень волнуют душу полотна, где автор изображает просторы родного края. Не только на панорамных сюжетах, но и на заднем плане камерных пейзажей просматривается щемящая сердце величавость Вятских увалов, постепенно исчезающих к горизонту в дымке спокойных полутонов.
Вообще-то представленные на вернисаже работы, при всей их прелести, не слепое копирование с натуры. В зависимости от замысла художник привносит в картину что-то от себя, что ярче проявилась тема произведения. Рассмотрим Ожидание весны, где у куртинки березок белым-бело, и кажется, конца зиме не видно. Однако мастеру достаточно было добавить чуток голубизны в едва заметную потайку, и картина обрела лиричный образ.
Есть на вернисаже и другие полотна, которые побуждают к размышлению. Вот на картине отживающее свой век коряжистое дерево с потемневшей от возраста корой рядом с березой. У раскоряки ни одной молодой поросли, а на заднем плане белоствольной красавицы ее многочисленное потомство - коричневая полоска отрастающего березнячка. Правда, очень уж плодовито это березовое племя. Привнесенные ветром семена за несколько лет превращают заброшенное людьми поле в чащобу. Способны расти даже на крышах опустевших храмов, корнями, словно метастазами, разрушая многовековую кладку стен. Но вина в этом не белокорых приспособленок, а нас - людей. Вот такие ассоциации возникают, глядя на уловленный профессионально цепким взглядом художника контрастный сюжет. Изображена природа, а задумываешься о смысле жизни.
Или вот Зимний вечер в Нолинске. Конечно, сюжет этот по зрительно воспринимаемой заброшенности жилья больше не городской, а сельский. Да, очарованием природы тут, кажется, любовался бы бесконечно. Однако так хочется, чтоб свет желтел хотя бы в одном оконце или над домами струился печной дымок. Но, увы! Вот потому и распрекраснейший пейзаж угасающего заката одновременно с восхищением вызывает чувство печали. Если ты, конечно, не заезжий турист, а житель постепенно вымирающей вятской глубинки. Правда, расплывчато застарелые полоски лыжни все-таки вселяют надежду, что жилье не покинуто человеком. То есть художник дает зрителю повод поразмышлять. Хотя на вернисаже преобладают зимние мотивы, но Виктор Сергеевич представил и картины, отображающие другие времена года. Часть работ зимней тематики настолько пока свежа, что на них лишь дата - 2011 год. Так что зритель увидит их впервые. Вернисаж будет действовать в течение января-февраля.
Николай ШЕМПЕЛЕВ, наш корр.