На ниве народного просвещения началась очередная посевная страда (вспомним некрасовское сейте разумное, доброе, вечное), - началась с августовских педагогических совещаний. В Нолинске оно прошло в красивом здании с не очень красивым названием Нолинская МОУ СОШ с УИОП.
До начала работы и в перерывах педагоги знакомились со стендами обо всем лучшем, что достигнуто в каждом из учебных и воспитательных заведений района.
Открывая совещания, зав. районным отделом образования Г. В. Пирогова назвала его форумом, то есть публичным местом свободного обмена мнениями и решения важных общественных вопросов.
Собравшиеся выслушали сообщение главного специалиста Юго-Восточного образовательного округа П. В. Решетникова. Он привел большое количество цифр, в которых нашли отражение результаты ЕГЭ 2011 года и диагностических замеров, проведенных в школах округа. По свидетельству этих цифр, педагоги, особенно вятскополянские, уржумские, малмыжские, а вслед за ними и нолинские, работали неплохо, их показатели в подавляющем большинстве выше среднеобластных. На основании цифровых данных докладчик делал заключения и формулировал задачи на будущее.
Оценки и выводы, основанные на статистике, несомненно, заслуживают внимания. Однако неплохо было бы базой для анализа сделать также живые наблюдения за учебным и воспитательным процессами, учет конкретных условий работы педагогов и педагогических коллективов: все зависит от условий места и времени. Важно знать, благодаря чему и несмотря на что достигнуты те или иные результаты.
Остальные выступавшие сконцентрировались на положительном в своей работе. Рассказы о достойном подражании, конечно же, необходимы. И очень хорошо, что прозвучали слова о поистине выдающихся достижениях педагога Нолинского школьного детского дома А. В. Кириллова, который привел своих воспитанников к ярким победам на соревнованиях по восточным единоборствам, - соревнованиях не только областных и республиканских, но и международных; слова о замечательных наставниках молодежи - аркулянах А. С. Мухачеве и Н. М. Сморкалове, физруке из Медведка П. А. Лебедеве и других.
Человек со стороны, присутствуя на совещании, решил бы, что у нолинчан в сфере образования все отлично: о недостатках никто не говорил. Стараясь закрывать глаза на недостатки, не видеть болячек - опасная вещь. Вовремя не заметишь, не вскроешь, не удалишь их - они разрастутся так, что мало не покажется.
Не люби друга потаковщика - люби поперечника, - гласит народная мудрость. Ей нолинские педагоги следовали не в столь давнем, советском прошлом на всех своих августовских совещаниях. В обстоятельнейших аналитических докладах заведующего РОНО Д. Е. Зяблицева было много не только цифр, но и живых примеров, как положительных, так и отрицательных, почерпнутых из его инспекторских проверок. Немало критики, в том числе и в адрес руководителей всех рангов, звучало в выступлениях участников прений, право на которые получал каждый желающий. А начинал или завершал прения Ерш - сатирическая свето-звуковая газета. Тут по заслугам получал каждый. Подкалывал Ерш постоянно и Д. Е. Зяблицева. Ничего, кроме пользы делу, это не приносило: воздвигались новые школьные здания в деревнях и селах района, неуклонно росли цифры процента успеваемости, умножались успехи нолинских школьников в области туризма, спорта, художественного творчества. Росло количество отличников просвещения, заслуженных учителей. Каждый год участники августовских совещаний принимали в свои ряды большие группы молодых специалистов с дипломами выпускников различных педагогических вузов и училищ страны, заслушивали приветственные телеграммы от коллег из соседних районов и от своих благодарных воспитанников.
А нынешнее августовское совещание встретило цветами и аплодисментами лишь одного молодого специалиста. Кто будет работать в школе завтра, особенно в селе? Да и будет ли школа в селе и само село? Нолинский форум педагогов услышал не о школьных новостройках, а о закрытии школы в селе Юртик. Это трагедия. Пора задуматься о ее причинах и путях устранения этих причин.
Пора задуматься и об ЕГЭ. На совещании вскользь, но все-таки отчетливо прозвучало: в вузах не знают, что делать с принятыми успешными егэшниками - они не тянут вузовские программы, наука не по зубам. Значит, ЕГЭ снижает у ребят способность думать, творчески мыслить. А без этого у страны не может быть светлого будущего!
Кто, как не учитель, прежде других в ответе за будущее Отечества?
* * *