Сейчас, когда в стране проводится реформа образования, много говорят о том, как учить и чему учить, особо остро стоит вопрос о патриотическом и духовном воспитании.
Образование в России всегда отличалось высокой духовностью, немалую роль в этом играли уроки русского языка и литературы. Именно здесь, на примерах национального фольклора, книг русских классиков и произведений Расула Гамзатова, Фазиля Искандера, Чингиза Айтматова, других писателей, представляющих разные народы, населявшие нашу многонациональную страну, школьники узнавали о жизни, истории, культуре союзных республик. А сейчас?
В конце 2010 года в школы района пришел приказ, что в связи с введением третьего урока физкультуры внесены изменения в базисный учебный план школ региона.
В методических рекомендациях по внесению изменений в примерные учебные планы для образовательных учреждений, реализующих программы общего образования, внимание руководителей школ обращено на то, что изменился объем часов, отведенных на изучение ряда предметов федерального компонента. В частности, пояснили в департаменте образования:
количество часов, отводимых на изучение предмета "Физическая культура", увеличилось до трех часов в неделю во всех классах с 1-го по 11-й;
уменьшилось количество часов, отводимых на изучение русского языка (в 1-4 классах с пяти до трех, в 5-6 классах с шести до трех часов, в седьмом классе с четырех до трех часов);
в начальном звене уменьшилось количество часов, отведенных на литературное чтение, – в первом и втором классах с четырех до двух часов, в третьем и четвертом классах – с трех до двух.
При этом государственные образовательные стандарты по русскому языку, литературе и физической культуре не изменились, отметили в департаменте образования. Руководителям школ также разъяснено, что школа вправе выделить часы из компонента образовательного учреждения на поддержку предметов "русский язык" и "литература".
Что же это означает на деле? Свое мнение по данной проблеме мы попросили высказать и учителей, и родителей.
Н. А. Вахрушин, директор МОУ СОШ С УИОП г. Нолинска:–
Физкультура – дело хорошее, но для того, чтобы вводить дополнительные уроки, нужна база, а в нашей школе ее нет. Сидеть и изучать теорию – кому это нужно? А уроки русского языка будем стараться восстанавливать.
М. В. Шумихина, зам. директора по учебно-воспитательной работе МОУ СОШ с УИОП г. Нолинска, учитель русского языка:–
Сокращение уроков русского языка – в значительной степени необдуманный шаг. Русский язык – обязательный предмет для сдачи ЕГЭ. Как готовить школьников к итоговой аттестации при уменьшении часов русского языка? Дети и так с каждым годом все меньше усваивают объемы изучаемых материалов. А формы контроля все больше ужесточаются. Кировская область вступила в эксперимент по сдаче русского языка учащимися 9 классов в новой форме. В этом учебном году девятиклассники еще могут выбирать, в какой форме сдавать экзамен: традиционной или новой. А что будет в следующем, пока сказать сложно.
Н. А. Ворсина, учитель начальных классов:–
Количество часов, отводимых на изучение русского и иностранного языков, почти сравнялось. А ведь мы все – русские люди и обязаны знать свой родной язык. А при нынешнем отношении кажется, что поставлена задача убить "великий, могучий" язык. Научить языку ребенка при таком количестве часов невозможно. Тем более в начальной школе. Наши дети часто не готовы к освоению программ. Нам, учителям младших классов, приходится прежде всего учить их самообслуживанию. Вот и получается, что часть времени уходит на то, чтобы научить элементарному: как сложить портфель, как достать или положить учебник, зашнуровать обувь….
Все меньше времени остается на развитие речи. У современных малышей мал запас слов. Например, они знают слово "картошка" и не могут связать его со словом "картофель". Как будут общаться люди, если не будет словарного запаса?
Т. А. Ковязина, учитель русского языка и литературы:–
Русский язык – это предмет, связанный с навыком, и поэтому он требует времени. Уменьшение часов на изучение русского языка уменьшает время, используемое учителем на отработку навыков правописания. По логике, упадут результаты. Возникает тревога за грамотность населения. Уменьшение часов, отводимых на изучение русского языка, – это очередное непродуманное решение чиновников от образования. И напрашивается вывод, что государство и власть не заинтересованы в грамотных людях. Литературу уже загубили. Сначала уменьшилось количество часов, отводимых на изучение этого предмета, затем не стало экзамена в форме сочинения. Это привело к тому, что большинство детей перестало читать. Сейчас для них трудно прочитать и понять содержание изучаемого произведения. Меньше читают – ниже грамотность. А сейчас еще и станет меньше часов на изучение русского языка. А обязательный экзамен по этому предмету никто не отменял.
Кроме того, русский народ всегда был патриотом своей страны, высоко духовной, читающей нацией. Именно на уроках русского языка и литературы закладывались основы духовности. Зачем вводить новый предмет, посвященный воспитанию духовности, верните в школы литературу!
О. М. Лялина, учитель русского языка и литературы:–
Ни один здравомыслящий учитель этот приказ не поддерживает. Нужно оставлять основные предметы, а физкультуру вводить за счет предметов по выбору.
Татьяна Николаевна, мама:–
В то время, когда я училась в школе, ребята, любящие физкультуру, ходили в секции, которых было много. Да и сейчас любители спорта посещают спортшколу. А уменьшать уроки русского языка крайне неосмотрительно. И так грамотность невелика, а экзамен сдавать надо.
Любовь Ивановна, мама:–
Моему сыну уменьшение уроков русского языка явно не пойдет на пользу.
Николай Иванович, дедушка: –
Русские люди должны знать русский язык и литературу. Без этого любовь к своей стране невозможна. Физкультура – дело нужное, но не за счет этих предметов.
* * *
Так будет ли наш язык оставаться "великим, могучим, правдивым и свободным"? Или мы, надеясь на компьютеры, которые "все ошибки поправят", постепенно забудем свой родной язык, перейдя на "смесь французского с нижегородским"?