С 1 апреля 2014 года вступил в силу приказ МВД России от 9 января 2014 года №6 "О внесении изменений в нормативные правовые акты МВД России". Данный приказ частично изменил внешний вид водительских удостоверений.
Поменять облик водительских удостоверений потребовалось в связи с тем, что с 5 ноября 2013 года вступили в силу поправки в Федеральный закон "О безопасности дорожного движения". Этими поправками, в частности, в закон были введены новая категория и подкатегории для водителей.
Так, для управления мопедами и легкими квадрициклами была введена новая категория - "М", при этом получить водительское удостоверение на скутер или мопед теперь можно только с 16 лет. Однако необходимо отметить, что требование о наличии у водителей мопедов водительского удостоверения будет контролироваться сотрудниками ГИБДД при надзоре за дорожным движением только после вступления в силу примерных программ профессионального обучения водителей транспортных средств категории "М"и обучения по этим программам граждан, желающих получить водительское удостоверение соответствующей категории.
Всем, у кого есть "права" любой категории, открывать категорию "М" и сдавать экзамены на нее не нужно - им достаточно уже имеющегося у них водительского удостоверения для управления мопедом, а при обмене водительского удостоверения категория "М" будет открыта им автоматически.
В рамках уже существующих категорий ("A", "B", "C", "D", "BE", "CE" и "DE") были введены подкатегории. Теперь в российских водительских удостоверениях появятся такие обозначения как "A1", "В1", "C1", "D1", "C1E" и "D1E".
Категория "А1" даст право управления мотоциклами малой мощности, с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания, не превышающим 125 кубических сантиметров, и максимальной мощностью не более 11 кВт.
С подкатегорией "В1" потребуется для вождения трициклов и квадрициклов.
С подкатегорией "С1" можно будет управлять автомобилями, разрешенная максимальная масса которых свыше 3,5 тонн, но не превышает 7,5 тонн.
С подкатегорией "D1" - автомобилями, предназначенными для перевозки пассажиров, имеющими от девяти до шестнадцати посадочных мест, помимо сиденья водителя.
Подкатегории "С1Е" и "D1Е" предоставляют возможность управлять транспортными средствами категорий "С1" и "D1" с прицепами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 750 кг. Все эти обозначения теперь будут отражены в водительском удостоверении.
Подчеркиваем, что обязательного обмена водительских удостоверений не предусматривается. Заменять водительское удостоверение необходимо только тогда, когда истечет срок его действия. При этом все открытые в водительских удостоверениях категории сохранятся. Сейчас же, до обмена водительского удостоверения, если у водителя есть, например, категория "С", то категория "С1" ему не потребуется - он и так может управлять и теми, и другими автомобилями.
Законом также была разрешена сдача экзаменов на автомобилях с автоматической коробкой передач. В водительских удостоверениях таких водителей теперь появится соответствующая отметка - в разделе 14 "Ограничения" будет ставиться обозначение "АТ" - управление только автомобилем с "автоматом". Это последний столбец в таблице на оборотной стороне документа (в него также ставятся ограничения, например, для водителей-инвалидов "только с ручным управлением" и прочие). Если в будущем водитель захочет пересесть на "механику", ему необходимо будет сдать практический экзамен на транспортном средстве с механической коробкой передач, иначе он будет привлечен к административной ответственности за управление транспортным средством водителем, не имеющим права управления им.
Помимо всего прочего, стоит помнить, что трициклы и квадрициклы, указанные в водительском удостоверении, не являются квадроциклами (т.е. вездеходами), выдачей права управления которыми занимается Гостехнадзор.
Также, в настоящее время, при получении медицинской справки, подтверждающей право получения водительского удостоверения соответствующей категории, осмотр врача психиатра и врача нарколога необходимо проходить только в специализированной медицинской организации государственной и муниципальной систем здравоохранения по месту жительства, а не в частных медучреждениях.
Андрей Заболотских,
начальник ГИБДД.