Поговорите со своим ребенком
Как быстро бежит время! Мы торопимся, спешим куда-то... Частой стала картинка: мама сидит, уткнувшись в телефон, а ребенок играет рядом, предоставленный сам себе. Вот подростки общаются друг с другом в соцсетях, хоть и сидят на одной скамеечке... Да и там чаще всего ставят стикеры. И все меньше слышны задушевные разговоры взрослых с детьми. А как бывало раньше?
Помнится, когда мы шли куда-то с мамой, всегда разговаривали. Обо всем на свете! О цветах, если отправлялись в полдень доить корову. О ягодах в лесу, если собирали их. да и просто пели вместе песни, учили стихи, рассказывали сказки, читали книги.… В доме всегда звучало радио, и образцом правильной речи служили дикторы. Я и сейчас с замиранием сердца слушаю «Минуту памяти» диктора центрального телевидения Игоря Кириллова. Вот уж у кого можно поучиться!
Сегодня объем информации, обрушивающийся на ребёнка со всех сторон, огромен, а обсудить ее, особенно в раннем детстве, не с кем. Вот и молчат малыши. А если еще и в детский сад не ходят, то речь развивается медленно. А потом и в школе такой ребенок начинает испытывать трудности: медленно читает, плохо понимает смысл прочитанного, не успевает выполнять задания. И куда направляются родители, если видят, что у их любимого чада проблемы с речью? Конечно, к логопеду. Татьяна Николаевна Юдина (на снимке) – как раз такой специалист.
Окончив Кировский пединститут (факультет начальных классов) в 1987 году, она по распределению приехала в Нолинскую речевую школу.
- Сначала я мало знала о своей будущей специализации. Только узнав, куда будет распределение, начала более основательно готовиться. Оказалось, что в школе учатся дети с тяжелыми нарушениями речи. Пришлось ехать на курсы. Сначала на краткие, а через два года работы отправилась в Москву в МПГУ им. Ленина на годичные курсы. Окончив их, получила второе высшее образование и специальность учителя-дефектолога (логопеда). Дети с нарушениями речи – это дети, имеющие отклонения в развитии речи при нормальном слухе и сохранном интеллекте. Нарушения проявляются в произношении, грамматическом строе речи, бедности словарного запаса, нарушении темпа и плавности речи. Поэтому в нашей школе ученики осваивают обычную программу, правда, учатся они не девять, а десять лет. А задача логопеда состоит не только в том, чтобы научить ребенка правильно произносить звуки, но и научить формировать и излагать свои мысли, правильно строить предложения…...
На уроках и кружках мы именно этим и занимаемся. Правда, из 13 учащихся моего класса нормальный интеллект только у четверых, у остальных же есть нарушения и речи, и интеллекта. Работать с такими детьми гораздо сложнее. Часто родители не спешат привести детей на занятия к логопеду, а спохватываются тогда, когда ребенок не успевает в обычной школе, остается на второй год. А ведь чем раньше начнутся занятия, тем легче исправлять речь, научить правильно говорить. А еще для этой работы нужно взаимодействие логопеда, ребенка и родителя. Это совместный и очень непростой труд. Если вы хотите, чтобы дети хорошо говорили, отложите телефон, выключите компьютер и телевизор, пообщайтесь со своими сыном или дочкой. Спокойная речь мамы и папы, спетая на ночь колыбельная, выученные стихи и потешки – все это ступеньки к формированию правильной и красивой речи.
Профессия логопеда становится все больше востребованной. Получить эту специальность, конечно, можно. Но прежде всего логопед сам должен обладать безупречной речью, любить детей, быть спокойным и терпеливым, - закончила свой рассказ Татьяна Николаевна.