Что говорится в федеральном законе о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении проверок в действии…
Важным событием правовой жизни страны и серьезным вкладом в совершенствование действующего законодательства стало принятие ФЗ от 26 декабря 2008 г. "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - ФЗ от 26 декабря 2008 г.), которым на органы прокуратуры РФ возложены новые полномочия по защите прав предпринимателей, в том числе согласование внеплановых выездных проверок, а также формирование сводного плана проведения плановых проверок. Реализация указанных полномочий стала действенной мерой защиты прав предпринимателей.
К настоящему времени уже накоплен определенный опыт применения ФЗ от 26 декабря 2008 г., который показал, что помимо позитивных результатов выявилось значительное количество проблемных вопросов, связанных как с практикой его применения, так и с несовершенством этого ФЗ. Основная цель данного закона - ликвидация административных ограничений при осуществлении предпринимательской деятельности и в первую очередь в сфере малого и среднего предпринимательства.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона его положения распространяются на отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля. Закон содержит в себе исчерпывающий перечень мероприятий по контролю, на которые его нормы не распространяются (например, финансовый контроль и финансово-бюджетный надзор, налоговый контроль, валютный контроль, контроль на финансовых рынках, банковский надзор, прокурорский надзор и т. п.).
Данный закон в зависимости от оснований проведения выделяет плановые и внеплановые проверки предпринимателей. В соответствии со ст. 9 Федерального закона N 294-ФЗ предметом плановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, а также соответствие сведений, содержащихся в уведомлении о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, обязательным требованиям.
Плановые проверки проводятся на основании разрабатываемых органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля (далее - проверяющими органами) в соответствии с их полномочиями ежегодных планов. При этом все указанные планы должны быть доведены до сведения заинтересованных лиц посредством их размещения на официальных сайтах проверяющих органов в сети Интернет либо иным доступным способом.
О проведении плановой проверки юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются проверяющим органом не позднее чем в течение трех рабочих дней до начала ее проведения посредством направления копии распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя проверяющего органа о начале проведения плановой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом.
Предметом внеплановой проверки являются соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, выполнение предписаний проверяющих органов, проведение мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, по обеспечению безопасности государства, по предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, по ликвидации последствий причинения такого вреда.
Специальное правило предусмотрено в отношении проведения выездной внеплановой проверки субъектов малого и среднего предпринимательства, определяемых на основании норм Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации". В силу п. 5 ст. 10 Федерального закона N 294-ФЗ, если основанием для проведения этой проверки послужила поступившая информация о причинении вреда (а равно об угрозе причинения вреда) жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, а также возникновении (а равно угрозе возникновения) чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, такая проверка может быть проведена только после ее согласования с органом прокуратуры по месту осуществления предпринимательской деятельности в порядке, предусмотренном данным Федеральным законом.
За истекший период 2010 года прокуратурой района согласовано проведение только трех внеплановых выездных проверок юридических лиц и ИП. В настоящее время ведется работа по составлению сводного плана по проведению контролирующими органами плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2011 год.