Осенью 1965 года по направлению Нолинского райвоенкомата группа ребят призывного возраста приступила к занятиям по устройству автомобиля. В их числе был и я. Занятия вели опытные преподаватели: Л.Д. Кассихин, М.Т. Матушкин, А.В. Стяжкин. Уроки вождения проходили на вездеходе "ГАЗ-63" с Ронжиным Михаилом Михайловичем. Из 30 человек группы были и нолинчане: В. Трушков, П. Матушкин, В. Решетников, В. Елькин, В. Рудин.
После успешной сдачи экзаменов в первой половине февраля 1966 года некоторые парни устроились работать шоферами на предприятия и в хозяйства района.
А весной был спецнабор водителей в армию. Из Нолинской автоколонны нас было трое: К. Боков, А. Потапов и я, В. Рудин. Директор автоколонны Марышев собрал коллектив водителей-ветеранов. Он дал будущим солдатам напутствие. Профком вручил каждому солдату подарок - пластмассовый бритвенный прибор, который у меня до сих пор хранится.
В день отправки у военкомата собралось много провожающих, гармошка играет, песни-пляски, ну и слезы родных. Посадили нас в старенький автобус на базе "ГАЗ-51" и повезли в Киров.
Выехали за город. У крутого поворота остановились, вывели нас из автобуса и стали проверять вещмешки на наличие спиртного. У кого нашли - конфисковали. У Кости Бокова была банка компота с заводской наклейкой, и крышка закатана, ее оставили. А потом выяснилось, что сестра Кости Шура Саламатина пару бутылок водки вылила в банку и новой крышкой закатала. Сидя на нарах в Котельниче, мы этот компот оприходовали с огромным уважением и благодарностью к Шуре.
Далее из новобранцев набрали команду и повезли в Свердловск. Из Нолинска в ней были: К. Боков, Т. Потапов, Г. Караваев, Н. Конаков, В. Решетников и я. Скорняков и сейчас живет в Медведке. Остальные ребята были из других районов.
Далее Свердловск, Верхняя Пышма. Принятие присяги, получение автомобилей, отработка вождения на танкодроме, марш-броски по области. Жили в палатках. Потом поступил приказ от министра обороны. Он был доведен до личного состава на торжественном построении, поставлены цели и задачи.
Погрузили технику на платформу, закрепили, так как путь был неблизкий. А личный состав ехал в грузовых вагонах (как бойцы с войны в 1945 году). Трое суток в пути, сухой паек. А как эшелон останавливался на станции, мы бежали к киоскам за едой или с котелком-фляжкой - воды набрать. В вагоне из досок были сколочены нары, так что спали, кто на шинели, кто на бушлате. Эшелон шел на восток, проезжали Курган, Петропавловск...
В Красноармейске разгрузили с состава технику, и батальон был рассредоточен по районам Кокчетавской области. Каждой роте и взводу доводилось задание по вывозу урожая.
Перед нами раскинулись бескрайние просторы Казахстанских степей с множеством озер и солончаков. На отведенной территории администрацией хозяйства устанавливались палатки для личного состава и для хозяйственных нужд. Установили походную кухню - прицепы с котлами для варки каши и чая.
Утром - подъем в 6 часов, небольшая зарядка, приведение себя в порядок, проверка технического состояния автомобиля, заправка ГСМ. К тому времени уже завтрак в походной кухне готов. В котелки получаем свою порцию супа, в крышку - кашу, достаем из-за голенища кирзового сапога ложку и завтракаем. После завтрака колонна двигается на полевой стан, где под открытым небом лежали огромные вороха зерна. Вот это зерно и надо было как можно быстрее свозить на элеватор, где его подрабатывали. На элеваторе молодежь, в основном, студенты, ворошили зерно при помощи лопат и механических транспортеров.
Элеваторы находились у железных дорог, так что с полевых станов до них было больше 100 км. Дороги были, в основном, степные, грунтовые. После прохождения автомобиля поднималось облако пыли, а колонны машин двигались в обе стороны. Приходилось быть очень внимательным, чтобы не столкнуться со встречным автомобилем. В кабине жарко, к концу дня гимнастерка от пота и пыли становится грубой, хоть каждый день стирай.
А по степи комбайны шли друг за другом, как по морю корабли.
Кто работал по двое на машине, те через день в рейсе, другой день - на кухне или в карауле. А тот, кто на гражданке работал шофером, то был каждый день в рейсе, а в наряды не ходил.
Каждые 10 дней подводили итоги по перевезенному количеству тонно-километров. Вручали лучшим красные флажки, похвальные грамоты от имени комсомола.
Наступил октябрь. В палатках стало холодновато. Спали иногда в шинели, закрываясь бушлатом, или наоборот. В степи ходили в бригадные бани. Для их обогрева на улице стоял тракторный насос высокого давления, качал солярку под большим давлением. По трубе солярка поступала внутрь бани, через форсунку впрыскивалась в топку котла, от него грелась вода. Стоял страшный запах солярки, но помыться было можно. Белье свое стирали сами, в ведрах. А когда стало холодно, новые белые байковые портянки мы стали носить вместо шарфиков - тепло и модно.
С наступлением осени вся летняя пыль превратилась в грязь, машины тонули в грязи. Буксовали, друг друга вытаскивали. Когда дороги стали обледеневать, по ним стало опасно ездить. При встречном разъезде машину тащило в кювет…... Так что целина научила нас многому, появился опыт вождения в сложных дорожных условиях. Мы возмужали, закалились, у нас появились взаимовыручка, солдатская дружба.
В. Рудин
В ноябре, передав автомобили в народное хозяйство, личный состав 805АОБ уже без машин был отправлен эшелоном в Свердловскую область на станцию Егоршино. Там на торжественном построении были подведены итоги работы батальона на уборке урожая 1966 года в Кокчетавской области. По итогам работы лучшие водители, перевозившие самое большое количество тоннокилометров, были награждены медалями, значками "Отличник уборки урожая 1966 года", денежными премиями. Нолинские водители тоже были отмечены в числе лучших.
Далее ОАБ был расформирован, и личный состав был направлен для дальнейшего прохождения службы. Александр Леонидович Скорняков, Константин Афанасьевич Боков, Анатолий Витальевич Потапов, Владимир Иванович Решетников, Николай Алексеевич Конаков, Геннадий Караваев и я, Валентин Николаевич Рудин, были направлены на Украину в г. Белая Церковь. Далее я был направлен в учебку в г. Могилев (Белоруссия). После этого в 1967 году меня снова послали на Украину, в Винницу, потом в Полтаву, дальше - в авиационный полк города Прилуки Черниговской области, где я и служил до конца 1968 года.
После демобилизации, честно отдав свой долг Родине, ребята вернулись в Нолинск. Павел Матушкин служил в погранвойсках, а Т.Потапов, К. Боков, В. Решетников, Н. Конаков, Г. Караваев, Скорняков и я - в авиации на Украине. Устроились работать на предприятиях района. На Новый 1969 год в Нолинске открылся новый Дом культуры, и на эту знаменательную дату отдел культуры получил новый голубой микроавтобус на базе автомобиля "УАЗ-452", на который я и пришел работать. В те годы в Дом культуры ходило много молодежи. Народным хором командовал Н.П. Жуйков, так что Т. Потапов, П. Матушкин и я были участниками городского хора.
Наш хор выезжал с выступлениями не только по району, но и в другие районы, а также в г. Киров.
Сослуживцы обзавелись семьями. Константин Боков сначала уехал на север, где ходил в плавания, а потом вернулся и работал в пожарной части. Рано ушел из жизни, остались сын и дочь.
Владимир Решетников работал на Нолинской ПТФ, райводоканале мастером, тоже рано ушел из жизни. Остались сын и дочь, которые работают в госучреждениях.
Павел Матушкин работал последние годы мастером асфальтного завода, умнейший механик, всегда разбирался в сложном оборудовании и в машинах. Многие обращались к нему за помощью. Ушел из жизни в 2010 году.
П. Матушкин
Анатолий Потапов до конца своих дней был предан своей профессии. Работал водителем автобуса в Нолинской автоколонне. Рано ушел из жизни, остались дочь и сын.
Николай Конаков работал на севере Кировской области в леспромхозе. Всю жизнь до пенсии крутил руль большегрузного лесовоза. Вышел на пенсию, ушел из жизни.
Я работал с 1971 года по 1986 год в НТМСХ г. Нолинска, пошел по стопам своих учителей Стяжкина Аркадия Васильевича и Ронжина Михаила Михайловича. Учил ребят быть шофером, а не только водителем. Шофер должен знать устройство автомобиля, уметь найти неисправность, отремонтировать машину, строго соблюдать ПДД и содержать автомобиль в технически исправном состоянии.
Работал завмастерскими, зам. директора АХЧ. За этот период при директоре Г.А. Бушмелеве велась интенсивная реконструкция старых учебных корпусов и строительство хозспособом новых пристроек. Печное отопление заменялось на центральное. Были осуществлены постройка и пуск новой котельной на заднем дворе. Шло строительство теплой стоянки для транспорта и брусковых домов для сотрудников, строительство и пуск нового учебного корпуса на горе и оборудование учебных аудиторий. Прошла закладка фундамента общебытового блока силами учащихся и мастеров. Во всем этом я принимал активное участие.
В 1986 году я перевелся в среднюю школу №1 преподавателем автодела и вел там уроки трудового обучения. В 2007 году вышел на пенсию, но еще работал до 2013 года. Имею двоих детей, сына и дочь, четверых внуков.
50 лет прошло с тех пор, как в Нолинском СПТУ по линии РВК было выпущено две группы водителей для вооруженных сил из Нолинского и Немского районов. Я поздравляю тех, кто бороздил просторы Казахстанских степей на уборке урожая 1966 года, с 50-летним юбилеем начала службы в Советской армии.
Валентин РУДИН,
г.Нолинск.