"Честь и совесть. Эти два понятия так часто слышимы нами. О них говорят учителя, родители, друзья, да и мы сами часто употребляем их. Но задумывались ли мы над этими словами, задумывались ли мы об их смысле, о тех великих моральных канонах, которые они в себе таят? Мне кажется, что от частого употребления слова теряют свой первоначальный глубокий смысл…" Эти строчки из сочинения ученицы 9 "г" класса городской школы Ксении Акимовой начинают ее размышления на тему общественной морали.
Обратимся к словарю В.И. Даля, где честь определяется как "внутреннее нравственное достоинство человека..." В свою очередь, совесть трактуется, как " способность личности самостоятельно формулировать нравственные обязанности и реализовывать нравственный самоконтроль" . Образно говоря, если вы совершили некрасивый поступок, и у вас появилось чувство вины, то вы - человек совестливый. А если после этого вы нашли в себе силы еще и признаться в некрасивом поступке, то вы - человек честный.
Все эти понятия закладываются в детстве. А осознавать себя как личность, живущую по законам морали или против нее, люди начинают в юности. Ксения как раз в том возрасте, когда большинство подростков "делит мир на черное или белое", не признавая полутонов. Но наша героиня в своем нравственном развитии уже опередила большинство своих сверстников. Она научилась требовать справедливости не только от других, но и от себя.
Например, Ксюша считает себя обязанной хорошо учиться. Вот как о ней говорит классный руководитель Е.В. Тукмачева: "Ксения на протяжении всех лет учебы в школе имеет только отличные оценки. Она активная участница всех предметных олимпиад и конкурсов, по итогам которых в большинстве случаев становится победителем или призером". Это означает, что Ксения не просто талантливая, но еще и очень трудолюбивая, ведь разносторонние знания она получает не только на уроках, но и самостоятельно. И все же среди разных отраслей знаний девочка отдает препочтения биологии и экологии. Возможно, это случилось благодаря наследственности (все ее ближайшие родственники связаны именно с этими науками), а, может быть, ее интерес развила школьный учитель биологии, экологии И.А. Блинова.
"Уже четыре года я посещаю летний экологический лагерь, - рассказывает Ксюша. - В нем мы занимаемся наблюдениями за объектами природы, проводим небольшие исследования, участвуем в экологических десантах по очистке Катаевских прудов. В этом году я проводила исследование малых рек города Нолинска биоиндекационным методом". Успехи Ксении в изучении биологии и экологии впечатляют: диплом победителя регионального этапа всероссийской олимпиады школьников по экологии, дипломы призера заключительного этапа всероссийской олимпиады школьников по биологии и экологии, диплом победителя 9-го международного конкурса исследовательских работ учащихся "Инструментальные исследования окружающей среды" и многое другое.
А вместе с тем, судьба девочку не балует. Ксения родилась с ограниченными возможностями здоровья. В связи с заболеванием, она перенесла несколько операций. Несколько лет Ксюша занималась с логопедом Т.И. Четвериковой, которой очень благодарна за участие. И, благодаря большому влиянию мамы девочки, Татьяны Юрьевны, других родственников и близких, Ксюша не замкнулась в себе, не выросла озлобленной или обиженной на судьбу. Наоборот, она искренне говорит: "Мне везет в жизни на хороших, добрых людей. Я им очень благодарна. Постараюсь отблагодарить всех тем же".
Ксюша много читает. Любит русскую классику (произведения Пушкина, Лермонтова, Достоевского, Чехова), современных поэтов и писателей, зарубежную литературу - Гюго, Бредбери, Пауло Коэльо. В 2013 году Ксения участвовала в областном конкурсе "Голос ребенка-2013" в номинации "Экологически уютный мой город". Она стала призером этого конкурса, получила диплом и сотовый телефон в подарок. Принимала Ксения участие в областном конкурсе чтецов, посвященном 200-летнему юбилею М.Ю. Лермонтова. В категории 9-11 классы, она заняла 2 место, награждена дипломом и памятным подарком. Ксюша участвовала в областном конкурсе "Письма Вятского обывателя", заняла 3 место и получила диплом в номинации "Письмо, которое хочется перечитать".
Вообще, Ксюша много думает о жизни. Она пытается понять, почему человек и общество в целом так несовершенны. Размышляя об этом, Ксения пришла к выводу: "Жить по законам чести и совести - значит слышать свою душу, вне зависимости плачет она или смеется. Душа, честь и совесть есть у всех, и слышат их тоже все, но кто-то старательно притупляет свой слух, другие же оттачивают умение слышать голос сердца. Совесть и честь абсолютны, но разум человека поработил его душу, и многие, благодаря интеллекту, оправдывают и возвеличивают преступления против живого, а, главное, против себя самого. Чтобы жить по законам чести и совести, нужно помнить, что "злоба злобу плодит", что "от добра добро родится"... А ведь это и есть главное!"