Сиянье розовых снегов,
И мгла крещенских вечеров… А. С. Пушкин.
Святки начинаются в России с Рождества Христова и продолжаются до Крещенского сочельника. Святки – время забав. В старину Святки на Руси праздновались с безотчетной веселостью. Время изменяет многое в нашей жизни, многое стирается из памяти. Но все-таки иногда необходимо представить картину житья-бытья давно минувших веков, это ведь история нашего народа.
Святочные забавы очень разнообразны. Это и народное веселье, и семейная жизнь в гаданиях и переряживании, которые совершаются в темные зимние ночи. Старые люди говорят, что в святочные ночи бегают черти – нельзя ходить по ночам по улице, чтобы не попасть в руки чертям.
Приглашение
на Святки
Молодые женщины ходили друг к другу с работой на весь день, а вечером к ним приходили старушки – потолковать на разные темы. Молодые женщины брали на себя обязанность свах.
Богатый дом, назначаемый сборным местом для девушек, посылал нарочных просить на гости старых и молодых, имелись в виду все-таки молодые люди, девушки и юноши. Приглашенные гости суетились о нарядах: девушки примеряли платья свои и матушек. Девушки съезжались длинным поездом, матери находились при них неотлучно. В первых санях сидела дочь с матерью, в ногах – поверенная в тайнах барышни горничная; в других санях – няня с узлами нарядов. В третьих санях – другая домашняя челядь. К ним присоединялись сестрицы и братцы. На Святки порой съезжалось званых гостей до 100 человек и гуляли несколько дней сряду. Хозяин обязан был кормить и поить не только гостей и их прислугу, но и их лошадей.
Гостевания
Званых красавиц угощали сушеными плодами, пряниками и узваром, кормили вареньями и пирогами, укладывали спать на пуховых подушках в одной комнате. Нянюшки и сенные девушки рассказывали им сказки, а когда замечали, что красавицы начинают засыпать, советовали им не подкладывать правую руку под голову, чтобы не забыть сна. Едва начинало рассветать, хозяйка отдавала приказание на кухне о готовке завтрака для барышень. На завтрак готовили пирожки с сухими плодами, молочные калачи, яйца всмятку, молоко, творог, сметану. Чая и кофе тогда не знали.
Сенные девушки подходили с подготовленными для девушек платьями к дверям на цыпочках, чтобы проведать, не проснулись ли они. Будить барышень запрещалось, надо было ждать, пока не встанут. Солнце давно взошло. Хозяйка ждала, пока девушки не расскажут сны свои нянюшкам, потом заходила в их покои и приглашала к завтраку. Девушки набрасывали на себя спальные платья, умывались, молились у образа Спаса. Сенная девушка заплетала барышне косу, вплетала алую ленту. Наряд: серьги, жемчужные нитки, повязки из жемчуга в виде широкой тесьмы, золотые парчовые нарукавники, белая косынка, малиновый сарафан, белые широкие рукава, сафьянные башмаки на высоких деревянных каблуках, кисейная фата на кокошнике, душегрейка шелковая или бархатная…...
Потом девушки шли завтракать в одну общую комнату. Сюда могли заходить прислуга и нянюшки, державшие узел с гостинцами от родителей. Здесь были орехи, изюм, винные ягоды, варенье, моченые яблоки, груши, сливы, пряники.
До съезда гостей девушки приятно проводили время: на широком дворе стояли ледяные горы и саночки. Подружки катались на санках, играли в снежки или лепили из снега.
Гости
Целыми семьями,
Соседи съехались в возках,
В кибитках, в бричках и санях…...
А. С. Пушкин.
Вечером начинали съезжаться званые гости. Хозяин и хозяйка встречали их у крыльца. Девушки выбегали смотреть молодцев. Важных гостей садили на почетные места, прочие усаживались сами. Старики сидели на деревянной лавке, на первом месте, за столом, покрытым камчатной скатертью, в конце лавки садился хозяин. В таком же порядке усаживались и барыни. За столом могли говорить только старики и пожилые женщины, все остальные должны были только слушать и не вмешиваться в разговор, пока их не спросят.
Чинно сидевшие гости щеголяли друг перед другом своими одеждами. О девичьем наряде уже говорилось, можно добавить только, что женщины носили широкие и длинные платья, чем оно было шире и длиннее, тем почетнее. Кокошники женщин были украшены богаче, чем у девушек. Они делались из разноцветных материй, бархатные, малиновые с золотой каймой, с бисерным и жемчужным узором. Мужчины носили высокие бобровые или лисьи с соболевой опушкой шапки, шубы собольи или лисьи, крытые пестрой материей, рукава широкие и длинные, воротник стоячий с серебряной и золотой застежкой, кафтан синий с золотыми пуговицами, пояс шелковый, красный или малиновый. Сапоги сафьянные на высоких железных или серебряных подковах. Рубашка белая, выстроченная.
Усадив гостей, хозяин подносил чарку вина самому почтеннейшему. За главным гостем хозяйка подносила остальным гостям. Молодые мужчины и женщины не смели пить. им дозволялось только прикасаться к чарке губами и желать здоровья. Зато они входили в другую комнату, где угощались крепким медом или наливкой. Хозяйка обносила гостей лакомствами, которые потом ставились на стол. Здесь были орехи разные, пряники вяземские, крендели смоленские, каравайники, медовые пироги, пастила, яблоки разные, варенья из вишни, смородины, малины, крыжовника, морошки, брусники, клюквы...… Наливки: сливянка, вишневка, клубниковка, малиновка, рябиновка, душистые меды, пиво красное, черное и бархатное. Хозяин и хозяйка настойчиво, с поклонами угощали гостей. Гости должны были пить и есть – этим они доказывали особое уважение дому.
Пение славы
От выпитого неприступные и важные гости делались разговорчивее: шутили, смеялись и, наконец, принимались петь подблюдные песни. Они назывались так потому, что пели их за столом во время еды. Каждый стих оканчивается припевом: "Слава!" Гости вначале пели славу царю, родной земле, хлебу...… Славу пели все, применяя ее к предмету и обстоятельствам. Девушки краснели, когда их просили пропеть; молодые женщины понимали, к чему клонилось прощение, начинали петь и своими намеками о суженых забавляли все общество.
Покачу я колечко
кругом города, слава!
А за тем колечком
я сама пойду, слава!
Я сама пойду, мила друга
найду, слава! (и т. д.)
Суженые посматривали на своих красавиц, не смея говорить, а гости пели уже более смелые песни про подушечку и тесовую кровать.
Хозяин радовался, что его гости веселились, и снова подносил всем по чарке...
Забавы
и расставания
Подблюдные песни пели по желанию иногда раньше девичьих игр и гаданий, а иногда после потех, которые состояли в плясках, рассказах, прибаутках, сказочках и наряженье. Чтобы больше развеселить гостей, в комнату хозяин приводил наряженных шутов. Наряды скоморохов были весьма забавны: узкие брюки, треугольная бумажная шляпа с гусиным пером, длиннополый фрак до пят, длинный нос...… Ряженые ходили с низкими поклонами и ели траву. Некоторые изображали слепых, одетых в оборванное платье и просящих милостыню у девушек. Иногда неожиданно вбегала в комнату толпа ряженых мужчин и женщин, лица их были вымазаны кирпичом и сажей. Толпа плясала и скакала. В ней бывали и неприглашенные гости.
Из ряженых чаще всего встречались коза, медведь, баба-яга, плясуны и путешественники. Был и так называемый бука: лицо в саже, на голове рога, руки из соломы, ноги толстые и кривые, одежда лохматая, с привешанными бубенчиками, во рту раскаленные угли, поэтому ряженый выпускал дым. Коза одета в вывороченный тулуп и кричала: "Бя!". Медведь неповоротливый, с палкой. Баба-яга ехала в ступе, с костяными ногами, помелом заметала свой след, загадывала загадки и отгадывала сама, если не слышала правильного ответа. Загадки порой были весьма двусмысленны, например: "Шерстка с шерсткой сходятся, по вечерошному хочется" (Сон).
Вино текло рекой. Хозяин для поддержания важности своего дома не переставал угощать всех – званых и незваных, наряженных и ненаряженных. Если, упившись, иной гость начинал засыпать, того принимались качать на руках дворовые люди и пели ему славу.
Начинало время отъезда. Прощанье продолжалось несколько часов: гости приседали и вставали, отказывались пить на дорогу и пили, целовались и обнимались, всякое объятие скреплялось новой чаркой вина. Давно рассвело, все кричат: "Отпусти нас, хозяин!". Началось провожанье. Все должны были перецеловаться. Двинулись санные поезда, гости кричат издали хозяину благодарность и приглашение в гости.
Святочные гадания
Раз в крещенский вечерок
Девушки гадали:
За ворота башмачок,
Сняв с ноги, бросали;
Снег пололи; под окном
Слушали; кормили
Счетным курицу зерном;
Ярый воск топили...
В. Жуковский.
О подблюдных гаданиях, которые в наши дни называют "петь Илию", многие знают, гадание распространенное.
Коротко о других гаданиях
??Смотреть в зеркало.
Девушка смотрит в зеркало в полночь. Она должна сидеть одна в пустой комнате. Приносит с собой два прибора, зеркало и две свечи. Стол застилается скатертью, девушка ставит один прибор для себя, другой – для суженого. Гадающая пристально смотрит, представляет себе жениха, некоторые действительно видят что-то или кого-то. Другие девушки выходят на перекресток, наводят зеркало на месяц и говорят: "Суженый-ряженый, покажись мне в зеркале".
??Спрашивание чужого имени.
Выходят за ворота в сумерки с куском хлеба и спрашивают имя у прохожего, думая, что это имя будет у их мужа.
??Выдернутое полено.
В глубокую темную ночь выдергивают полено из поленницы. Если оно гладкое, то муж будет тихий и добрый, суковатое – сердитый, расколотое – волокита. Иногда смотрят по количеству сучков количество в будущем детей. Совсем гладкое – одиночество.
??Приметы шапочные.
Ставят к ночи на стол три шапки, загадывая имя суженого. Если шапка окажется утром не на своем месте, означает, что суженый приходил и девушка скоро выйдет замуж, а звать суженого будут так, как она загадала. Нетронутая шапка – долго сидеть в девушках.
??Яичный белок.
Берут свежее яйцо, выпускают из него в стакан белок, ставят в вольный дух печи, пока белок не свернется. Потом вынимают стакан и замечают, в каком состоянии белок. Вид церкви – венчание, кольца – обручение, корабль – замужество на чужую сторону. Если белок поднялся – браку не быть, на дне стакана – смерть или пожар.
??Кольцо в воде.
Вечером наливают в стакан воды, опускают туда кольцо и выставляют на мороз. Ложась спать, приносят стакан и смотрят, как замерзла вода. Вода, замерзшая без бугорков, означает бездетную жизнь. Бугорки означают сыновей, а ямки – дочерей.
Гаданий – огромное количество. Перечислить их все невозможно.
Святки сегодня
Что же осталось в наше время о праздновании Святок? Иногда гадают, иногда Илию поют. В селах молодежь собирается компаниями, ходит по домам и порой безобразничает: может поленницы развалить или запереть в доме, навалить снег на крыльцо. Как-то к нам в школу, где я работала, утром пришла разгневанная пожилая односельчанка. Она возмущенно поведала, что утром затопила печку – дым в избу так и валит. Догадалась взглянуть на трубу – а в нее маленькая елочка засунута, которую после празднования Нового года на двор выставили. И открыла-то дверь с трудом – приперта снаружи большим поленом. Решила, что это школьники побаловали. Никто из ребят не признался. Может, и не наши ребята озоровали, а молодежь постарше.
Ребята, ученики начальных классов, ходили по домам, наряженные в большие цветастые платки. Пели колядки, желали здоровья и богатства. Получали за пение от радушных хозяек конфеты, пряники, пироги.
Особенно запомнилось, что у нас, в Лудяне Ясашинской, накануне Крещения пели Илию. Организатором и идейным вдохновителем всегда была Новоселова Анастасия Ивановна. В Доме культуры народу собиралось много – не только молодежь, но и женщины среднего возраста. Длинный стол покрывали скатертью. Сама бабушка Настя сядет во главе стола, рядом обязательно посадит человека, венчанного в церкви, раздает всем присутствующим по кусочку принесенного из дома свежего домашнего каравая. Собирает мелкие предметы, складывает под большой платок. Поет различные короткие песенки, вслепую ухватывая предмет через платок. Вначале поет на память, потом появляется тетрадка с этими песенками. "А кому-то эта песенка достанется, тому жить-не тужить, не печалиться, не кручиниться", – звучит припев к каждому двустишию. Дальше следует пояснение, иной раз совершенно противоположное по смыслу. Например, такие страшные на первый взгляд стишки: "Под Новый год – сосновый гроб", поясняются так: "Все будет хорошо, Новый год уже прошел". "Гнуто дерево, куда клонится, туда и сломится..." (к болезни).
Запомнилось, что в заключение было гадание только для неженатых и незамужних. Тут угадывалось, откуда будут женихи-невесты девчат и парней. Говорилось наугад – с Нолинска, с Зыкова, с Верхоишети, с Татаурова...… По прошествии многих лет, на удивление, у многих совпало. А после пели песни, плясали под гармошку с частушками.
Вот что осталось от широкого празднования в старину этих таинственных вечеров – Святок!
Старые традиции снова входят в нашу жизнь. И снова на сельских улицах в святки можно встретить колядующих. Так, 12 января на вечерних улицах села Кырчаны можно было увидеть веселую группу ребят, которые вместе с работниками местного дома культуры пели колядки, желая односельчанам счастья, здоровья, добра.