За ходом совещания по вопросу повышения тарифов на проезд в общественном транспорте, которое провел на днях губернатор Никита Белых, могли наблюдать все желающие – в Интернете велась прямая трансляция этой встречи.
Обсуждают все!
В совещании принимали участие представители транспортных организаций, депутаты Законодательного собрания, руководители Вятской торгово-промышленной палаты и областной федерации профсоюзов.
По словам генерального директора "КировПассажирАвтотранс" В. Д. Овечкина, тарифы на пассажирские перевозки в нашем регионе не пересматривались уже два с половиной года (действующие тарифы установлены 1 октября 2008 г.). Между тем расходы автотранспортных предприятий ежегодно возрастают. Так, цены на дизельное топливо выросли более чем на 30 процентов, социальные отчисления с 26 до 34 процентов повысились, увеличились и затраты на техническое обслуживание и ремонт транспорта, на общехозяйственные расходы, на услуги ЖКХ и т. д. При этом была отменена льгота по транспортному налогу для транспортных предприятий.
В результате перевозчики несут убытки. В таких условиях нет возможности обновлять автобусный парк, повышать заработную плату водителям и кондукторам, что, безусловно, влияет на квалификацию персонала предприятий и, в свою очередь, на безопасность пассажиров. Лишь скорейшее повышение платы за проезд, по мнению перевозчиков, может выровнять финансовое положение автотранспортных предприятий. В противном случае придется сокращать количество автобусов на маршрутах. Что приведет к резкому ухудшению качества пассажироперевозок.
В региональной службе по тарифам подтверждают, что большинство предприятий работают в убыток себе. Поэтому РСТ, принимая доводы перевозчиков, считает экономически обоснованным тариф на 2011 год за одну поездку на транспорте городского сообщения – до 12 рублей (льготный – 8 руб. 50 коп.). Предельно максимальный тариф за один пассажиро-километр на транспорте пригородного и междугородного сообщения может составить 1 руб. 55 коп., а в автобусах с мягкими сиденьями (для междугородного сообщения) – 1 руб. 80 коп.
Депутаты сказали…
С тем, что вопрос повышения цен на проезд назрел давно, согласились и депутаты ОЗС. Так, член фракции ЛДПР А. Г. Харюшин одной из важнейших проблем транспортных предприятий назвал отсутствие финансовых возможностей для приобретения новых автобусов. И даже то повышение, на котором настаивают автоперевозчики, позволит лишь в какой-то мере урегулировать ситуацию, но не кардинально улучшить ее.
Депутат ОЗС от партии "Справедливая Россия" М. В. Конышев, наряду с необходимостью повышения тарифов, отметил и необходимость развития рыночной конкуренции в сфере пассажирских перевозок.
Представители партий сошлись во мнении, что принимать решение по поводу повышения тарифов необходимо в кратчайшие сроки, однако, как заметил лидер кировского отделения КПРФ С. П. Мамаев, необходимо тщательно проанализировать расчеты перевозчиков и возможности областного бюджета.
В связи с чем глава региона дал поручение департаменту дорожного хозяйства, транспорта и связи совместно с региональной службой по тарифам предоставить участникам совещания все необходимые документы.
В продолжение обсуждения вопроса президент ВТПП Н. М. Липатников назвал недопустимой ситуацию, когда тарифы на перевозки не регулируются более двух лет. По мнению Николая Михайловича, их необходимо пересматривать ежегодно.
Его поддержал председатель областной федерации профсоюзов А. В. Камышев, обратив внимание на то, что работники автотранспортных предприятий также должны быть социально защищены, им должна индексироваться заработная плата, с которой, соответственно, уплачиваются налоги в бюджет. "Не повышая сейчас тарифы, мы ухудшаем материальное положение работников, от профессионализма которых во многом зависит безопасность пассажиров", – сказал Александр Владимирович.
Что делать?
Каковы же варианты решения проблемы? Их озвучил, подводя итоги дискуссии, Никита Белых. Первый – это пересмотреть тарифы, второй – оставить их на прежнем уровне, но тогда придется компенсировать убытки перевозчиков из бюджета, третий – не предпринимать никаких мер, но при этом быть готовыми к тому, что автотранспортные перевозки могут попросту прекратиться.
Никита Белых добавил: "Понятно, что третий вариант не рассматривается в принципе. Если идем по второму пути, то потребуется дополнительно примерно 400 миллионов из областного бюджета. Чтобы было понятно, это примерно столько, сколько требуется на повышение с осени зарплат учителям и выплату компенсаций расходов по топливу за зимний период. То есть, если мы принимаем решение о неповышении тарифов, то автоматически надо принимать решение о неповышении зарплат учителям и некомпенсации убытков по топливу. Потому что нельзя что-то в бюджете приплюсовать, не снизив расходы по другим направлениям".
В ближайшее время участники совещания вновь соберутся, чтобы принять окончательное решение по этому вопросу. В том числе будут обсуждены предложения руководителей ряда районов о передаче полномочий по установлению тарифов на уровень муниципальных образований.