Невелика комнатушка дежурно-диспетчерской службы Нолинской пожарной части. Но сюда по "01" поступает информация о пожарах, прочих чрезвычайных и не очень происшествиях на территории района.
Перед дежурным диспетчером Марией Ивановой два телефона, микрофон, тревожная кнопка, рядом мерцает голубоватый экран компьютера, на стене какие-то непонятные приборы. Заметив мой интерес, Иванова поясняет: "Это "Скат", куда можно вывести пожарную сигнализацию с любого объекта района, в том числе и жилого". –
В чем заключается сложность работы диспетчера? – спрашиваю дежурную.–
Действовать быстро и четко, оперативно ориентироваться в обстановке. Ну и очень важно умение работать на компьютере, где фиксируется вся информация, есть паспорта территорий каждого населенного пункта, указано расположение домов, – рассказывает Мария.–
Все наши начальники караулов и диспетчеры знают это наизусть, – дополняет информацию начальник пожарной части.
При поступлении сообщения о пожаре диспетчер нажимает тревожную кнопку, дает адрес происшествия, и состав караула по нормативу в течение 20 секунд успевает одеться в боевую одежду и выехать за ворота. Не более, чем через 10 минут в городе, а в сельской местности через 20 минут, машина уже должна быть по указанному адресу. Одновременно с объявлением тревоги своим сотрудникам диспетчер сразу же по телефону сообщает о пожаре в РЭС, "Коммунэнерго", скорую помощь, газовую службу, полицию. На этом действия диспетчера не заканчиваются. Надо еще известить областной центр управления кризисными ситуациями, все данные занести в компьютер и журнал боевой работы пожарной части. Во время тушения пожара поддерживается постоянная связь с боевым расчетом.
Сообщения по "01" теперь не только о пожарах. Сотрудники ПЧ-41 аттестованы на спасателей и могут оказать многую другую помощь, когда люди оказываются в сложной ситуации.–
Бывает, мы выезжаем на дорожно-транспортные происшествия, когда там требуется именно наша помощь. Для этого одна из машин оборудована бензорезаком, типа "болгарки", только помощнее, чтоб можно было быстро разрезать кузов поврежденной автомашины, где находятся люди. Для высвобождения пострадавших есть еще гидравлические приспособления. Имеется комплект для оказания первой медицинской помощи, а этим навыкам обучен каждый пожарный, – перечисляет новые возможности возглавляемой им службы майор Иванов.
Приходится пожарным (а точнее спасателям) выручать людей и в житейских ситуациях. Надо вскрыть дверь, для этого есть аварийно-спасательное оборудование "медведь", которое, кстати, выручает и при автомобильных авариях.
Стали теперь звонить по "01", ну вроде бы по фактам, совсем не относящимся к сфере деятельности ПЧ-41. К примеру, не может автофургон в гололед преодолеть подъем в Кырчанах или Сомовщине, водители набирают номер службы спасения "01", и диспетчер извещает об этом дорожников. Или вот как-то поступило сообщение об отключении электроэнергии с улицы Мелиораторов. Вроде бы это не функция спасателей, но диспетчер Елена Леонидовна Чашникова обзвонила все нужные службы и неисправность была устранена, за что получила благодарность от жителей. Заливает у кого-то подвал, снова почему-то обращение, как это должно бы быть, не в коммунальную службу, а что оперативнее и надежнее – к спасателям.
Как рассказали диспетчеры, иногда за смену к ним бывает до сотни звонков. И очень обидно, что часть их, при том немалая, "детские шалости", тем более, что озорство наказуемо. Поскольку телефонные разговоры по "01" идут с записью на компьютер, то нарушителей можно выявить по голосу, да и фиксации номера, откуда поступил звонок. Так что родителям, чтоб избежать крупных неприятностей, надо объяснить детям всю пагубность преступных шалостей.
Дежурно-диспетчерская служба – важнейшее звено в спасательном комплексе. Это по достоинству оценивается. Так в прошлом году за грамотные действия при управлении силами и средствами тушения лесных пожаров в числе поощренных 12 сотрудников ПЧ-41 были диспетчеры Елена Леонидовна Чашникова и Мария Васильевна Иванова. Подобный уровень квалификации у Наталии Викторовны Грязевой. Успешно осваивает специальность недавно принятая сюда Яна Одинцова.
В ближайшей перспективе, а точнее до 1 декабря 2013 года, единая дежурная диспетчерская служба будет не при ПЧ-41, а при администрации района. Это освободит спасателей от несвойственных им функций: подмены коммунальных и подобных обслуживающих служб. Каждый будет заниматься сугубо своим делом.