Словно неокрепшие воробышки, прижимались третьеклассники к своей "второй маме" - любимому первому учителю Галине Николаевне Чирковой. Казалось бы, конкурс отнял у них любимую учительницу всего на два дня, а они наскучались, словно это была неделя…
- Сложное учительское счастье я выбирала долго, - написала в своем эссе Галина Николаевна. - Сначала хотела стать воспитателем, потом бухгалтером... Окончательный выбор помогла сделать мама, показав мои школьные тетрадки, по которым я учила своих кукол. Оказывается, я копировала до мелочей свою первую учительницу, Попову Тамару Аркадьевну. Она была для меня идеалом доброты, справедливости, красоты и требовательности. Тогда я решила: "Точно буду учителем".
Переступив порог школы, я так и не смогла оставить эти стены, которые стали для меня вторым домом. Часто задаю себе вопрос: "Что меня здесь держит? Почему меня тянет сюда? Почему не перешла на более легкую и хорошо оплачиваемую работу?" И отвечаю сама себе: "Я нужна моим почемучкам и незнайкам, непоседам и любознательным, доверчивым и беззащитным малышам. Это так здорово - слышать их звонкий смех, держать за теплые ручонки и ощущать, как тепло их рук передаётся мне, согревает душу. Уверена, даже зная все современные методики, вооружившись всеми новыми технологиями, нельзя заслужить уважение и любовь детей, если ты не любишь их.
Мои дети, как звезды: только одна горит ярче, другая стесняется раскрыться, поэтому ее надо приободрить, похвалить! Учатся они - учусь и я: понимать и прощать, сочувствовать маленьким, но таким безмерным для них горестям, радоваться их победам, пока маленьким, но таким для них значимым, смотреть на мир их глазами. Теперь они мои главные учителя.
Учитель - понятие круглосуточное. Педагогом нельзя быть от понедельника до пятницы. Профессия учителя не знает выходных и минут отдыха. Я горжусь сотрудничеством с детьми. И трудно выразить словами ту радость, когда видишь, что это получается. Именно в эти минуты начинаешь понимать, что ты нужна детям, ты им необходима. Точно так же, как они необходимы тебе.
"Урок окончен", - говорю я ребятам, но каждый раз знаю, что урок мой будет продолжаться. И продолжать его будет сама жизнь. Вот уже мои почемучки-выпускники, взрослые люди, звонят, приходят в школу, рассказывают о своих радостях и огорчениях… А это значит - урок продолжается…
Ради таких мгновений и стоит жить и гордиться тем, что я - учитель. Именно в такие моменты жизни у меня поет и ликует душа. Это ли не учительское счастье?
- Было очень страшно работать бок о бок со своими преподавателями, - рассказывает Галина Николаевна. - Я страшилась их подвести, не оправдать надежд...… Но за 19 учительских лет поняла одну очень важную вещь: стать счастливым педагогом возможно только в одном случае - если ты счастлив в семье.
Я, действительно, счастливая мама и жена. Именно семья дает мне силы каждое утро идти на работу и добиваться успехов, замечать беды моих учеников, стремиться привить им чувства любви и уважения, справедливости и сострадания, показывать им, что в мире важны не только достижения, но и то, насколько ты внутренне человечен…...
Как говорит Галина Николаевна, другой доли себе она бы и не пожелала. Да, хочется, чтобы профессию учителя уважали и ценили, чтобы взаимная ответственность и работа учителя и родителей были максимальными. И все-таки, самое главное - чтобы каждый ученик вырос Человеком!
* * *
Все мы родом из детства. То, что дала нам природа, мы развиваем или теряем. И первые проблески таланта проявляются еще в детском саду. Красиво говорить, плавно двигаться, чувствовать ритм - всему этому учат наших детей воспитатели. Александра Владимировна Матушкина, которая нынче вполне заслуженно получила звание "Воспитатель года-2015", работает в городском детском саде №4 ("Чебурашка") уже десятый год. Именно она впервые открывает творческие стороны ребятишек: подмечает, кто лучше всех читает стихи, у кого особенно тонко развит слух, а кто с удовольствием и детским умением участвует в сценках.
Как говорит сама Александра, выбор для нее был предопределен: она представляет третье поколение педагогов в семье - бабушка и мама А.В. Матушкиной тоже всю жизнь посвятили воспитанию и обучению детей.
- Первое время, когда только приступила к работе, думала о том, чтобы сменить профессию. Но сегодня, оглядываясь назад, понимаю, что все в нашей жизни делается к лучшему. Я не представляю себя в другой профессии. Дарить детям радость, видеть, с какой охотой они идут на мои занятия, а потом наблюдать в глазах родителей удивление и гордость за своих дочек и сынишек - наверное, лучшая награда.
Как говорит Александра Владимировна, дошколята - самые благодарные слушатели. Именно они помогают реализовать все творческие замыслы, идеи. Малыши - полноправные партнеры в творчестве, работе и отдыхе.
- Я получаю потрясающую отдачу от ребят во время занятий... Какое счастье видеть восторженные глаза детей, когда они впервые в своей жизни начинают понимать язык музыки, его речь, интонацию. Время стремительно меняется. В наш сложный компьютерный век дети быстро взрослеют, меньше удивляются и восхищаются. Дошкольник, с его небольшим жизненным опытом, познает мир визуально. Кто, как не я, музыкальный руководитель детского сада, поможет передать эмоционально-образное представление об окружающем мире, сформировать качества, необходимые для дальнейшей полноценной жизни.
Рассказывая о своей профессии, А.В. Матушкина говорит: "Каждый ребенок - творец. Пусть он еще робок в своих начинаниях, движения пока угловаты и неуклюжи, но он может и желает двигаться под музыку и испытывает огромное удовольствие от этого. Меня переполняет чувство гордости за моих воспитанников, когда они выступают на сцене Дома культуры, и им в унисон аплодирует весь зал, когда они занимают призовые места в музыкальных конкурсах и срывают овации".
Музыкант, сценарист, постановщик, дизайнер, декоратор, и, конечно, педагог Александра Владимировна уверена: "Каждый ребенок неповторим, как звезда во Вселенной, но и от меня зависит, станет ли эта звезда холодной, как лед, или горячей, как Солнце".
* * *
Районный этап конкурса завершен. Каждый педагог, принявший в нем участие, по-своему уникален, талантлив и одарен. И такого же мнения придерживались все члены компетентного жюри. Так, в номинации "Методический семинар" победу одержала Елена Евгеньевна Власова, учитель начальных классов коррекционной школы-интерната VIII вида, лучший мастер-класс показала Галина Владимировна Кассихина, учитель начальных классов коррекционной школы V вида, самое трогательное эссе написала Надежда Валентиновна Телегина, учитель технологии Шварихинской основной школы, самую креативную, подробную и увлекательную презентацию подготовила Светлана Николаевна Соловьева, инструктор по физической культуре детского сада №1 "Солнышко".
Учитель года-2015 - Галина Николаевна Чиркова - представила самый практичный, функциональный и качественный личный интернет-сайт, а воспитатель года-2015 - Александра Владимировна Матушкина - провела лучшее занятие.
Мы поздравляем всех участников с завершением районного этапа конкурса "Учитель года-2015", а победителям желаем удачи в окружном этапе, который состоится уже на следующей неделе.