В 9 классе прошел урок-размышление по истории на тему Хрущев и его эпоха. Ребята рассуждали о том, почему Сталин не разглядел в Хрущеве могильщика своего культа. Думается, что Хрущеву каким-то образом удалось притвориться человеком без особых амбиций. Рассказывали, что во время длительных ночных посиделок на даче в Кунцеве, где Сталин провел последние 30 лет, Хрущев отплясывал гопака. Ходил он в ту пору в украинской косоворотке, изображая щирого казака, далекого от каких-либо претензий на власть, надежного исполнителя чужой воли. А ведь Сталин всех, кого подозревал, что они могут оказаться у власти, убирал. Многие попали под колесо репрессий. Очень интересен исторический факт, как снимали с поста НКВД Берию и как об этом вспоминал сам Н. С. Хрущев. Ребята отметили здесь особую роль
Г. К. Жукова. Также ребят заинтересовал материал о том, как Хрущев решился на 20 съезде в 1956 году выступить с разоблачением культа личности Сталина. Хорошо рассуждали по этому вопросу Денис Багаев, Витя Штин, Никита Пахмутов, Игорь Неганов. Правдиво нарисовал словесный портрет Хрущева Денис Багаев. Он отметил: Это был человек из народа. Он понимал существующие проблемы и решал их, поэтому к нему прислушивались и поддерживали. Его внешний вид вполне соответствовал характеру и натуре. Он был невысокого роста, с животиком, курносый, с оттопыренными ушами, серыми глазами, которыми, казалось, он видел человека насквозь.
Как решился Никита Сергеевич выступить с докладом, откуда почерпнул силы и мужество? Ведь он поставил на карту не только свою жизнь, но и жизнь своих близких. Ребята на уроке несколько раз подчеркивали, что Хрущев - очень неординарная личность. Они рассуждали и о том, почему он не смог сказать всю правду о преступлениях того периода. Скорее всего потому, что и сам в них был замешан. Ученики рассуждали о смерти писателя Фадеева, о его предсмертной записке. Ребята говорили о Пастернаке и его произведении Доктор Живаго, за которое ему присвоили Нобелевскую премию, но он ее так и не получил, а получил уже только его сын в 1990 году.
Учащиеся перечислили все заслуги Н. С. Хрущева в экономике, политике, внутренней и внешней, культуре и науке. И в то же время ребята отметили его ошибки и просчеты. Последующие события показали, что Хрущев был отстранен от власти не столько за волюнтаризм, сколько за неуемную жажду перемен. Они сделали вывод словами
У. Черчилля, который сказал
Н. С. Хрущеву во время поездки его в Англию: Господин Хрущев, вы затеваете большие реформы. И это хорошо! Хотел бы только посоветовать вам не слишком торопиться. Нелегко преодолеть пропасть в два прыжка. Можно упасть в нее. В заключение урока дети подчеркнули, что личность играет большую роль в истории. Как говорили древние: Судьба человека - это его нрав. Никита Хрущев стал жертвой собственного нрава, а не только жертвой среды. Торопливость, скорополительность, эмоциональность были его непреодолимыми чертами.
Любовь БЕЛЕВА,
Учитель
истории
и обществознания.