Губернатор Кировской области Н. Ю. Белых часто встречается с журналистами, чтобы через средства массовой информации рассказать кировчанам о самых важных вопросах, над которыми работает в настоящее время руководство региона. На этот раз на пресс-конференцию с губернатором были приглашены представители большинства областных СМИ и главные редактора районных газет. На обсуждение был вынесен проект бюджета Кировской области на 2011 год.
- Нужно ли говорить о важности закона «Об областном бюджете»? - начал свое выступление Н. Ю. Белых. - Этот закон является основным документом, в котором находят отражение подавляющее большинство проектов и начинаний, и по параметрам которого можно судить о состоянии экономики и социальной сферы региона, где отражены все приоритеты, обозначены направления, по которым предстоит работать органам государственной власти. И мне бы хотелось, чтобы общественность была в курсе всех наших планов и начинаний, чтобы как можно большее количество жителей имели объективное представление о бюджете и финансовых возможностях области. Вот почему этот проект закона размещен на официальном сайте правительства области, обсуждался он на публичных слушаниях и наша пресс-конференция будет транслироваться в сети Интернет.
Прежде всего, напомнил губернатор, бюджет региона является дотационным, то есть его расходы не полностью обеспечиваются собственными доходами.
Глава региона проинформировал: доходы консолидированного бюджета в 2011 г. составят 38,4 млрд. рублей, расходы - 42 млрд. рублей. По областному бюджету: доходы - 29,4 млрд. рублей, расходы - 32,5 млрд. рублей. Некоторое снижение показателей (по сравнению с ожидаемыми итогами 2010 г.) объясняется тем, что в 2010 г. из федерального бюджета область получила ряд крупных федеральных дотаций, которых не будет в 2011-м году, например, почти 2 млрд. рублей для приобретения жилья ветеранам войны, порядка 1 млрд. рублей - для решения проблем завода "Молот" и т. д. "Это абсолютно ситуационные вещи, не означающие спада в экономике области или неэффективной работы с федеральным центром", - подчеркнул Н. Ю. Белых.
Собственные доходы консолидированного бюджета прогнозируются в объёме 26,3 млрд. рублей (то есть с ростом на 8,4 проц. по сравнению с 2010 г.). При этом основной рост собственных доходов обеспечивают увеличение поступлений по налогу на прибыль (+14 проц.) и по налогу на доходы физических лиц (7,6 проц.).
Губернатор особо акцентировал внимание на налогах, изменение ставок которых вызвало резонанс в обществе. Это, прежде всего, транспортный налог. Ожидается, что общие поступления в консолидированный бюджет от транспортного налога составят порядка 900 млн. рублей. Половина этой суммы поступит в муниципальные бюджеты. Граждане заплатят налог по новым ставкам только во втором полугодии 2011 года, а ремонт дорог, исходя из будущих доходов, уже идёт.
Ещё один налог - на имущество физических лиц. Как подчеркнул Никита Юрьевич, ни о каком повышении налога на имущество в 160 раз, как о том сообщали некоторые СМИ, речи идти не может. Он напомнил: весной правительство области действительно приняло постановление о коэффициенте пересчёта инвентаризационной стоимости имущества, которая не пересматривалась с 1998 г. Расчётная величина коэффициента - 8,22 - соответствует инфляции и меньше быть не может. Вместе с тем, ставка налога дифференцирована в зависимости от стоимости имущества. "Действующая ставка для имущества стоимостью свыше 500 тыс. рублей - 2 процента. Очевидно, что переоценка приведёт к тому, что значительная часть объектов недвижимости попадёт именно в эту категорию.
Поэтому мы рекомендовали всем муниципалитетам снизить ставку до минимально возможной (0,31 проц.) и провели мониторинг - все муниципалитеты ставки понижают. Так что не надо пугать людей, не разобравшись", - отметил глава региона.
Говоря о расходной части бюджета, Н. Ю. Белых отметил его принципы:
- приоритет социальных расходов;
- курс на повышение эффективности бюджетных расходов;
- укрепление финансовой базы местного самоуправления;
- развитие механизмов государственно-частного партнёрства.
Никита Юрьевич подробно остановился на каждом конкретном приоритете. Так, несмотря на существующие мнения о бюджетном перекосе в сторону социальных расходов, отметил губернатор, эти расходы - обязательства, не выполнить или сократить которые регион не имеет ни юридического, ни морального права. Отсюда необходимость добиваться больше эффекта от действующих вложений.
По динамике повышения эффективности бюджетных расходов Кировская область находится в числе лидеров среди регионов РФ. Почти 91 проц. общего объёма расходов бюджета составило финансирование ведомственных и областных целевых программ. "Именно в рамках программно-целевого подхода задаются конкретные цели, показатели эффективности, которые планируется достичь за счёт каждого бюджетного рубля", - сказал Н. Ю. Белых.
Укрепление финансовой базы местного самоуправления - ещё один принцип бюджетной политики правительства области. Уже в 2010 г. местным бюджетам переданы дополнительные нормативы отчислений в размере 10 проц. от транспортного налога, 5 проц. от налога, взимаемого по упрощённой системе налогообложения и 100 проц. от налога, взимаемого в виде стоимости патента по "упрощёнке".
С 1 января 2011 г. предусматривается передача дополнительных нормативов отчислений: 50 проц. от транспортного налога и 10 проц. от налога по упрощенной системе. Это позволит дополнительно направить в местные бюджеты около 400 млн. рублей. А в целом рост собственных доходов муниципалитетов составит около 1 млрд. рублей. Кроме того, будут использованы и другие механизмы стимулирования активности местного самоуправления. На все районы области будет растиражирован проект по поддержке местных инициатив - на эти цели предусмотрено 150 млн. рублей. Будет продолжено стимулирование практики самообложения (сейчас софинансирование из бюджета области составляет 50 копеек на каждый собранный рубль).
Н. Ю. Белых также остановился на основных статьях расходов областного бюджета. Так, на социально-культурную сферу из областного бюджета будет направлено почти 20 млрд. рублей. В том числе расходы на социальную политику в 2011 г. составят более 7,8 млрд. рублей - почти четверть от общих расходов. Это, прежде всего, пособия и социальные выплаты отдельным категориям граждан, а также содержание государственных учреждений социального обслуживания и социальной защиты населения и пр.
Второе место по величине расходов областного бюджета - у системы образования: почти 6 млрд. рублей (18 проц.). Основная статья затрат - содержание сети образовательных учреждений, в том числе 19 государственных общеобразовательных школ, созданных в 2010 г. Будут увеличены расходы на образование и за счёт расширения программы по выплате ежемесячных пособий родителям, чьи дети не посещают детские сады, за счёт софинансирования строительства детского сада в микрорайоне "Чистые пруды" г. Кирова, реконструкции и ремонта муниципальных детских садов и пр.
На здравоохранение и спорт в 2011 г. планируется потратить более 5,5 млрд. рублей (17 проц. областного бюджета). Расходы на культуру - 420 млн. рублей - за счёт завершения строительства пристроя к библиотеке им. Герцена и перераспределения финансовых потоков - фактически увеличатся по сравнению с 2010 г. В значительной степени средства будут сосредоточены на реализации целевых подпрограмм "Васнецовское Рябово" и "Земля Великорецкая".
На государственную поддержку отдельных отраслей экономики планируется потратить 5,4 млрд. рублей. Самые крупные направления: дорожное хозяйство - 1,9 млрд. рублей, АПК - 1,7 млрд. рублей, газификация - 800 млн. рублей, ЖКХ - 595 млн. рублей. Очевидно, что тех сумм на поддержку экономики, которые возможно выделить из областного бюджета, недостаточно. Например, только потребность в финансировании дорожной отрасли - 5-6 млрд. рублей. Поэтому, отметил губернатор, необходимо искать новые формы и подходы к решению проблем. Применительно к автомобильным дорогам, например, сконцентрироваться на ключевых направлениях и использовать механизмы государственно-частного партнёрства.
Отвечая на вопросы журналистов, Н. Ю. Белых, в частности, заметил, что целиком поддерживает практику передачи дополнительных нормативов налоговых отчислений в местные бюджеты. "Примером для подражания здесь является Верхнекамский район, в котором вместо областных субсидий решили собрать часть налогов на доходы физических лиц в бюджет района.
Грамотная работа финансовых органов по сбору налогов, по легализации заработной платы на предприятиях и организациях позволит получить больше бюджетных средств, чем в виде дотаций из области. В следующем году к этому эксперименту присоединится Афанасьевский район. Следует понимать, что такой шаг - это определённый риск, но в то же время и мощный стимул повышения эффективности работы органов местного самоуправления", - отметил губернатор.