На очередном заседании Нолинской районной думы, состоявшемся 13 декабря, рассматривались вопросы, касающиеся бюджета района.
"Об итогах социально-экономического развития района за 9 месяцев 2013 года и ожидаемые итоги развития района за 2013 финансовый год"
По первому вопросу докладывала заместитель главы администрации Нолинского района по экономике и муниципальной собственности А. С. Чертищева. В частности, свой доклад Александра Сергеевна начала со статистики. Численность населения района на 1-е января 2013 года составляла 20581 человек, из них в городе - 11700. Работающее население занято в 277 организациях и предприятиях района, из которых 33 относятся по численности к большим и средним, 88 - к малым.
Основными отраслями промышленности нашего района являются: пищевая, производство транспорта (Аркульский СРЗ), изготовление обуви (филиал фабрики "Лель"), деревообработка и сельское хозяйство. К сожалению, в этом году итоги сельскохозяйственного производства ниже прошлогодних. Средняя урожайность зерновых по району - 13, 7 ц/га (в прошлом году - 14, 5ц/га), поголовье КРС снизилось на
2 %, уменьшаются посевные площади. Но самый большой убыток в этой отрасли район понес в связи с ликвидацией Нолинской птицефабрики.
Традиционно в лидерах среди отраслей: пищевая промышленность, торговля, а также за счет повышения тарифов - ЖКХ. Наиболее стабильными предприятиями являются: "Нолинская кондитерская фабрика", "Смак", "Нолинский хлеб", "Серебряная капля", "Вятский сувенир", "Ремонтный завод", "Лесопромышленная компания". Малые предприятия (с численностью работающих ниже 50-ти человек), в основном, это предприятия лесо-и деревопереработки, хотя и несильно влияют на наполняемость бюджета, предоставляют достаточно много рабочих мест - в них занято 32, 8 % из общего числа занятых в экономике района.
Прогнозируемые результаты на 2014 и последующие два года выглядят достаточно предсказуемо. Традиционные отрасли хозяйства нашего района будут развиваться стабильными темпами. Инвестиции, в основном, направлены, в следующие отрасли: сельское хозяйство (в 2014 году планируется ввод Шварихинского животноводческого комплекса), здравоохранение (поставка оборудования в больницы по программе "Модернизация здравоохранения"), образование (пуск нового детского сада в г. Нолинске, но пока под вопросом строительство ФОКа и Зыковской школы-сада).
Программы приватизации муниципального имущества района на 2014-2016 годы.
По данному вопросу докладывал заведующий отделом по муниципальной собственности и земельным ресурсам А. В. Филимонов. Он рассказал, что в районе объектов приватизации достаточно много, но к продаже годятся не все. Поэтому в 2014 году планируется выставить на продажу здание школы (Коммуны 3-а), на 2015 год - здание школы в д. Хмелевка, а в 2016 году - здание детского сада в д. Лудяна.
"О бюджете Нолинского района на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов"
По основному вопросу вы-
ступила с докладом заместитель главы администрации Нолинского района, начальник управления финансов Ж. С. Завалина. Она доложила присутствовавшим:
- В режиме жесткой экономии шло формирование бюджета муниципального образования Нолинский муниципальный район на 2014 год и плановый период 2015-2016 годы, но как и в предыдущие годы, сохранена социальная направленность бюджета, доля расходов на социально-культурную деятельность в общей структуре расходов бюджета на трехлетний период составляет 73-79 процентов.
При планировании объема доходов бюджета муниципального образования Нолинский муниципальный район учитывались вступившие и вступающие в силу с 1 января 2014 года законодательные акты, предусматривающие внесение изменений и дополнений в налоговое и бюджетное законодательство. Бюджет основан на целях и задачах, которые были сформулированы в бюджетном послании главы района, а также на показателях прогноза социально - экономического развития района.
В 2014 году доходы бюджета составят 409,2 млн. рублей, расходы - 420,8 млн. рублей, дефицит - 11,6 млн. рублей, и на 2015 и 2016 года бюджет района останется дефицитным.
Основные характеристики бюджетов 2014-2016 годов
В структуре доходной части бюджета налоговые и неналоговые доходы (собственные доходы) составляют 79,7 млн. рублей или 19,5%. Основными доходными источниками в составе собственных доходов являются налог на доходы физических лиц, налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения, единый налог на вмененный доход, доходы от сдачи в аренду имущества и доходы от оказания платных услуг (работ) и компенсации затрат государства. Безвозмездные поступления из бюджетов вышестоящих уровней предусмотрены в сумме 329,5 млн. рублей.
С 2014 года вводится программно-целевой метод планирования бюджета, т. е. все средства должны быть запланированы в виде программ. В результате на 2014-2016 годы запланировано финансирование 16 муниципальных программ с объемом финансирования 417,6 млн. рублей, в том числе 7 программ социальной направленности с объемом финансирования 310,6 млн. рублей. За их пределами запланированы расходы на содержание главы района, представительного органа, контрольно - счетной комиссии.
В целях обеспечения сбалансированности бюджета возникла необходимость оптимизации ряда расходных обязательств и введения режима экономии: расходы на заработную плату работникам казенных учреждений и органов местного самоуправления рассчитаны на 11,5 месяцев; расходы на коммунальные услуги, начисления на заработную плату предусмотрены в объеме на 11 месяцев; расходы на тепло и электро-энергоресурсы предусмотрены с экономией 10%; расходы на материальные затраты запланированы ниже уровня 2013 года на 15%. Не предусмотрены средства на строительство новых объектов. Учитывая возросшие социальные обязательства, связанные с выполнением Указа Президента РФ от 07.05.2012 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" не планируется повышения заработной платы муниципальных служащих, уменьшены расходы на поддержку малого бизнеса, управление муниципальным имуществом, газификацию, ЖКХ.
Структура основных расходов бюджета по отраслям: образование - 69 %, национальная экономика (в том числе сельское хозяйство) - 9 %, ЖКХ и социальная политика - по 8 %, культура - 2 %.
В общем, как резюмировала Жанна Сергеевна, бюджет района 2014 года вполне сопоставим с бюджетом текущего года, но ключевая задача, сформулированная в бюджетном послании главы района к депутатам - повышение эффективности расходования бюджетных средств.
Заключение на проект решения Думы по будущему бюджету
Председатель контрольно-счетной комиссии Нолинского района В. Л. Громова дала заключение на проект решения Нолинской районной Думы "О бюджете района на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов". В частности, она напомнила, что с 1 января 2014 года часть отчислений от акцизов на нефтепродукты будет поступать в местный бюджет. Это новый доходный источник для бюджета района. А также Валентина Леонидовна подсказала, что из резервов наполнения районнного бюджета слабо используется имущество, закрепленное за МУПами, и неиспользуемое ими, штрафы к нерадивым подрядчикам по контрактам.
Присутствовавший на заседании думы депутат ОЗС от Нолинского района М. В. Лихачев рассказал о формировании областного бюджета. Как и бюджет района, областной бюджет тоже дотационный, а поэтому необходима экономия каждого рубля. В частности, заработная плата работникам бюджетной сферы заложена на 2014 год только на 11 месяцев, урезаны ассигнования и на сельское хозяйство. Область приняла Закон о капитальном ремонте за счет средств граждан, поэтому с 1 января этого года вводится отчисление с собственников квартир на ремонт из расчета 6,7 рубля с квадратного метра жилой площади. Также неоднозначно выглядит в Законе о капитальном ремонте раздел об оплате муниципалитетами государственного (неприватизированного) жилья. Например, в нашем районе налог за такое жилье составит около 2 млн. рублей, а где взять муниципалитету эти деньги?
На вопрос заведующей отделом образования Г. В. Пироговой о передаче финансирования коррекционных школ на бюджет района, Михаил Валентинович пояснил, что был противником этого решения. Он посоветовал руководителям учреждений вновь собрать пакет документов о контингенте учащихся из других районов, возможно, удастся пересмотреть это решение.
По строительству ФОКа и Зыковской школы-сада вопрос остается открытым. Ясно лишь одно: финансирование строительства этих объектов на 2014 год не заложено в бюджет области, а район этих трат не потянет.
Проект бюджета муниципального образования Нолинский муниципальный район на 2014 год и плановый период 2015-2016 годы ранее прошел публичные и депутатские слушания, экспертизу, проведенную контрольно-счетным органом. Все замечания и предложения приняты к исполнению, в настоящее время разрабатывается Программа повышения эффективности расходования бюджетных средств.
Лариса РОСТОВА,
наш корр.