Все мы родом из деревни. Наверное, каждый из нас, людей старшего поколения, родившихся в послевоенной деревне, вспоминает речь своих однодеревенцев и до сих пор хранит в памяти слова, которые употребляли в речи близкие люди. Деревенский говор - это не просто говор, это - живая история деревни.
В период всеобщей грамотности народный говор стал постепенно исчезать из речевого обихода. Но для меня, родившейся и выросшей в глубинной деревеньке Шмаки, деревенский говор до сих пор прост и понятен, так как деревенская речевая среда окружала меня с детства. Когда в 1954 году я пришла в первый класс Верховойской семилетней школы, наша учительница (наставница - как говорила мама) все время нас поправляла: "Так не надо говорить. Это неправильно!" Я, первоклассница, недоумевала: "Почему неправильно? У меня мама и бабушка так говорят!"
Теперь уже не услышишь: лИко (от гли-ко), дАве (раньше), опОсле (потом), тУтока, тАмока, покЕда (пока) и т.д. Хотя многие слова деревенского говора не исчезли совсем, до сих пор "выскакивают" из памяти: вдругОредь (в другой раз), упЕтаться (устать), клевИть (расстраивать ребенка), шебенькАть (делать не торопясь), хУлить (ругать), сЫзмальства (с детства).
Приведу примеры из речи близких и дорогих мне людей.
- Лико, Инка, девушка-та какая сталИвая идет. И платье-то сколь бАско на ёй сидит. Да болё уж марковИто.
- Кошка-та как пудИлась. Убежала эть сколь хОдко. Кто это ее эдак испужАл?
- Стучи-ко в окОльницу скорЯе. Лё, какая пОточка прилетела с хохолком.
- Сколь сестру-то дожидАлася. поезгАлась приехать, а так и не приехала.
- Каринёнкам-то (детям) силЯнку сгоношИла, дак болё бАско похлебАли.
- Картошку-ту в бороздку ладОм клади, а не лукАй как попало!
- Чё-то как поторопИлась, дак рукой-то о доску как шабАркнула. ОднЫ-те занозы. Всю руку изнахрАтила.
- Весь Уповод прошарАчилась возле печи на середЕ. Картошки вон мелкой намыла. ТопЕрича ишО резать надо.
- Всю жЫсь с робёнкам-то вОшкаюсь. Шестерых эть вЫзнели.
- Маленькой-от болё морнОй растет. КвЕлой какой-то. Все время вЕньгает да Уросит.
- Ой, милая! Здоровья-то совсем не стаёт. Все нутрО болит. И ноги зебУт. Лепести-те, как лёд. Эть все лето погалёшки не сымАю. И рука можжИт. А уж голову-ту как кружАёт, восЕть даже упала назАд-передЫ. Затылком-то как тОркнулась. И спина вся остамЕла. И Исти нечё нельзя. Съела дАве срЕзтик хлебушка ржаного с рыбкой, дак эть изжога сдЕлалася.
- Всю жысь впробегУтки бегала. Всем сноровИть хотелося.
- Девки! ОболокАйтёсь теплее, какой сёдни холод спрЯнул. Утром-то к Наташе Олёшихе бегала, оболОчку-ту некорИсну накинула, дак крЫльца как озЕбли.
- Хотела в огрАде вымести, чё-то голик-от сколь плох, один окомёлдыш остался.
- Слышу, двери-те состукали, кто-то идет. Зачесать хоть волосы-те. Голова-та, как овин неопелёженой. Хоть плат надеть надо.
- Вон лОпоть на лавке кумельгОй лежит. Прибрать надо. Успеху-ту совсем не стаёт. Нечё не успеваю.
К сожалению, произношению слов (на бумаге) я передать не могу, хотя в своем воображении слышу каждый звук, каждое драгоценное словечко деревенского говора из своего детства и юности.
М. Котомцева - поэтическая гордость Богородской земли, поэт из народа и из вятской глубинки, в своем творчестве часто прибегает к деревенскому говору. В ее стихах эти чудо-слова, которыми говорили наши предки, не дремлют, не спят, не умерли, а наоборот, сияют своими гранями, как драгоценные камушки:
- Зацвела на угоре шипИца;
- Нежно-розовый шелковый плАт;
- А лето лЫбилось по-вЯтски;
- И все проселки были бАски;
- Прём по жизни напрямкИ…
А в ее замечательной поэме "Санюшка" этих деревенских слов целая россыпь:
- Земля там нагОльная глина: попробуй ее уназьмИ;
- А он с волосами белыми, Уповодами целыми;
- А теперь, гляди, побАстела;
-Вас, бАет, стеснять не желаю;
- Намокли у плАта узгИ;
- Пылятся чашки на полИце, лежат забытые голИцы;
- Бессонница мучит сЫзнова;
- Ноги распУхли, стали как вОглые пни;
- Так ноги ноют и мозжАт.
И еще:
- Пол смочу я водою, да посыплю дресвОю, да пройдусь голикОм.
В стихотворении Л. Самсоновой "Бабушка Дуня" тоже есть примеры деревенского говора:
- Что-то я припозднИлась намЕдни (сегодня);
- Что-то кости можжАт, знать, к дожжУ;
- Собирайтесь, робёнки, на ужин…...
Да сколько этих драгоценных слов находишь в творчестве вятских поэтов и писателей: М. Чебышевой, в. Ситникова, Г.Горева, В. Путинцева, Н. Перминовой, которые показывают богатство родного русского языка, раскрывают понимание малой родины через народную речь.
Ведь именно родной вятский говор окружал и сопровождал нас в детстве: мост - сени; мочажИна - сырое место; навИльник - количество сена на вилах; насЕдало - куриный насест; неподУмушки - неожиданно; обертЕнька - узкая одежда; не смогАет - болеет; обАбки - подберезовики; Острек - водосток; пЕстики - съедобные побеги хвоща ранней весной; рукотЕрник - полотенце; сопЕть - жадно есть; сЕвериха - съедобные молодые шишечки ели; сИльки - цыплята; мАськи - ягнята; становИна - женская длинная рубаха; тетЕрька - набольшой каравай хлеба; харзЕть - командовать; лЕпести - ступни ног; ошлЕить - стукнуть; опелЕжить - причесать, пригладить; изгалЯться - надсмехаться; изгилЯться - вести себя как попало и т.д.
Наверное, хватит. Жизнь не стоит на месте. Все течет, все меняется: время, люди, традиции, обычаи... Меняется и язык. Время убивает особинку в простой деревенской речи (куда бы не уезжала "вятская деревня", ее всегда безошибочно узнавали по речи). Да и деревенек тех уже нет, и многих тех, кто говорил на деревенском наречии далеких 1940-1950-х годов с особенным вятским "оканьем", тягучестью, напевностью, особым произношением, присущим только вятской глубинке, тоже нет.
М. Чебышева в одном из своих стихотворений пишет о языке так:
Здесь в деревне он был так ярок,
И естественнен, и певуч.
И иное слово - подарок,
Как из тучи солнечный луч.
Пусть же вятский говор подольше сохраняется в нашей речи, в нашей памяти, напоминая нам о родных местах и родных людях.
Инна ГРЕБНЕВА.