Воспитание ребенка – огромный труд, и умение быть родителем требует не просто терпения, а знаний и навыков. Плохое воспитание зачастую является результатом недостатка опыта, дезинформации или использования ошибочных моделей воспитания.
Об этом – наш сегодняшний разговор с Ольгой Вениаминовной Пестовой, педагогом-психологом КОГУСО "Кировский центр социальной помощи семье и детям".–
Ольга Вениаминовна, все ли родители сегодня умеют правильно воспитывать своих детей?–
Далеко не все. Общаясь с детьми и проводя анализ обращений, которые поступают на детский телефон доверия, мы отмечаем неблагополучную картину взаимоотношений между родителями и детьми. К сожалению, приходится говорить о кризисе в семье. Молодые родители часто не знают, как формировать у ребенка определенные качества и навыки. И далеко не все родители являются примером для своих детей. –
В чем это выражается?–
Часто мы отмечаем жестокое обращение с детьми. Причем преобладает психологическое насилие. Это угрозы, упреки, унижения. Очень часто родители в целях воспитания употребляют фразы, которых вообще не должно быть в общении с детьми. Например, называют ребенка "дураком". Говорят: "ты глупый", "ты ничего в этой жизни не сможешь", "будешь работать только дворником". Из-за этого у ребенка снижается самооценка. Он вырастет неуверенным в себе, будет чувствовать себя ущербным. И наверняка станет менее успешным в школе. Кроме того, агрессию, которая у него появилась по отношению к родителям, он может перенести на сверстников. Такие дети, как правило, конфликтны в школе, у них существуют проблемы во взаимоотношениях с другими детьми и взрослыми.
Еще хуже, когда в семье практикуется физическое наказание ребенка. Пятая часть жалоб, которые поступают по телефону доверия, – это жалобы на физическое насилие. Здесь последствия для ребенка еще хуже.–
Что в связи с этим можно порекомендовать родителям?–
Прежде всего: что бы ни натворил ребенок, никогда нельзя его унижать. Пусть родитель поставит себя на место ребенка. Что бы он чувствовал, если бы в его адрес звучали такие фразы, если бы с ним поступали точно так же? Как психолог я однозначно могу сказать: унижение личности категорически неприемлемо!
Учитесь разговаривать на равных–
Какие методы воспитания ребенка в таком случае нужно использовать?–
Нужно научиться договариваться с ребенком, уметь слышать его. Однако и здесь есть проблемы в некоторых семьях. Хочу напомнить случай, о котором мы узнали, когда проводили тренинг с пятиклассниками одной из школ. Один мальчик рассказал нам, что родители с ним не общаются в течение 4 месяцев. Мы начали расспрашивать, в чем дело: "Наверное, ты совершил какой-то поступок?" А он ответил: "Они просто перестали со мной разговаривать". Мальчик рассказал, что родители уходят рано на работу, приходят поздно и на общение с сыном …нет времени. И когда ребенок подходит к маме и просит ее с ним поговорить, в ответ – молчание и полное игнорирование. Это притом, что ребенку-подростку просто необходимо общение.–
Как такая ситуация скажется на ребенке?–
Он будет считать, что его не любят. Это приведет к психической деформации. Он будет не понимать, что он натворил. У него появится чувство вины, которого не должно быть. То есть ребенок как будто виноват в чем-то, но не понимает, в чем. Этот комплекс вины приведет к неприятным последствиям – например, к недоверию по отношению к взрослым или к заниженной самооценке. Родители обязательно должны уделять внимание ребенку. Хотя бы полчаса в день. Спросить, как дела у него в школе. Не менее важно для детей, чтобы их слышали.–
Что вы имеете в виду?–
Многие дети говорят о том, что родители просто их не слышат. Одна девочка нам рассказала, что ей очень тяжело дается обучение сразу в двух школах – общеобразовательной и художественной. Она пыталась поговорить об этом с родителями, но они ее не слышат – настаивают на своем. При таком стиле отношений ребенок просто перестанет что-либо рассказывать родителям, советоваться с ними, о чем-то просить их. Поймет, что это бессмысленно. Научится врать, преподносить ситуацию так, как выгодно родителям. Например, может сказать, что посещает художественную школу, а на самом деле станет прогуливать занятия. –
Что можно посоветовать родителям в общении с детьми?–
Общаться на равных. Нужно слушать и слышать ребенка. Ни в коем случае не унижать, не наказывать физически. В семье должно быть не насилие, а дисциплина – требования, границы, которые должен знать ребенок и которые он не может переступать. Это касается распорядка дня, например, во сколько нужно быть дома. В вопросах, когда речь идет об угрозе для здоровья и жизни ребенка, требования должны быть жесткими – в таком случае уступать нельзя. Но там, где можно уступить, родителям следует это делать. Нужно помнить, что у детей, окруженных в семье теплом и любовью, меньше проблем и со здоровьем, и в отношениях со сверстниками, и с учебой. Такие ребята более уверены в себе.