В один из летних дней в редакцию зашел мужчина. Представился: Меня зовут Сергей Алексеевич Шульмин. Я сын заслуженного учителя школы РСФСР Алексея Петровича Шульмина. Давно не живу в Нолинске, сейчас работаю в Новомосковском филиале университета Российской академии образования в Тульской области, но часто навещаю свою малую родину. Все здесь кажется милым моему сердцу. Вот и в очередной раз приехал в Нолинск. Разбирал бумаги отца и наткнулся на его доклад о деятельности пионерских отрядов района. Если сочтете нужным, то напечатайте. Жду от вас весточки.
Оказывается, этот доклад был напечатан в одной из номеров нашей газеты того времени. Но именно этот доклад дал толчок исследованию, что провела наш корреспондент Лариса Ростова в музее истории и краеведения.
Лагерь на берегу реки. Палатки. Сумерки. У костра сидят подростки и, глядя на яркое пламя, поют песню. Искры и треск костра, запах печеной картошки, пение под гитару...
Или еще. После уроков, бросив портфели в коридоре класса, школьники бегут по улицам города. Они заглядывают за заборы домов и различных организаций в поисках старого хлама. Ребятам нужны бумага и металлолом. Они, сдавая металлолом и макулатуру, участвуют в жизни своей страны. Тем самым школьники помогают промышленности супердержавы, которая была мировым лидером по выпуску бумаги, чугуна и стали.
Можно вспомнить и много других примеров из жизни октябрят, пионеров и комсомольцев 20-го века. Тогда жизнь школьников была под строгим контролем взрослых и строилась согласно единому плану.
Сейчас историки много спорят о том, что было больше в этом: хорошего или плохого? Но чтобы разобраться в сути явления, давайте вспомним, как это начиналось.
15 апреля 1923 года по указанию губкома при Нолинском укоме РКСМ было создано бюро дружины юных пионеров. Начальником пионерской дружины уездное бюро выдвинуло Алексея Рябова, зав. политпросветом укома. С помощью воспитателей местного детского дома мы, комсомольцы, сумели создать первую пионерскую группу из числа воспитанников детского дома (в то время в Нолинске их было несколько - прим. автора статьи), - вспоминал А. Рябов. - Но с чего начать? Никто не знал. Помню, где-то откопали старую книжку об английских скаутах. Это единственное руководство, которым мы располагали в то время.
Пусть мы не были подготовлены, задачи, которые нами были поставлены перед коллективом пионеров, оказались правильными: лучше учиться, бережно относиться к государственному имуществу, соблюдать дисциплину и быть опрятным в быту, активно заниматься физкультурой, участвовать в самодеятельности. Мы проводили сборы, беседы, художественные чтения. Довольно часто устраивали походы за город, выпускали стенную газету. Нередко на пионерских сборах обсуждались вопросы поведения некоторых ребят в школе и в детском доме (не забывайте, что эти ребята - бывшие беспризорники - прим. автора статьи). В этих случаях сила коллектива была значительной.
Появились и первые пионерские атрибуты. Первое организационное собрание состоялось в апреле 1923 года в здании филиала второй школы, - вспоминал Е. Мамаев, один из первых нолинских пионеров. - Впервые тогда мы услышали о красном галстуке, который пионеры должны носить. На следующее собрание мы явились уже в галстуках. Мы уже знали, что всякий пионерский отряд должен иметь барабан и горн, а где их взять? Но выход мы нашли. В детском доме №1 воспитывались двое сирот Петровых, а их старший брат, уже взрослый молодой человек, был руководителем городского оркестра. Вот у него мы и заимствовали барабан и трубу.
Пионер
от слова первый
В чем же они были первыми, передовыми? Только что отгремели бои гражданской войны. Разруха, голод, болезни царили всюду. Было много беспризорных детей-сирот, родители которых погибли на фронте или умерли от голода и тифа, - вспоминает З. Крестьянинова, одна из первых пионерок. - Одним из важных дел пионерии было помочь беспризорным детям в устройстве их в детские дома. Пионеры также собирали металлический лом, принимали участие в коммунистических субботниках. Важным делом были также занятия с неграмотными.
Многие из нас обучали своих пап, мам, бабушек, старших братьев и сестер, - читаем в воспоминаниях А. Вихаревой, бывшей первой пионерки. - И на мою долю выпало подобное почетное задание: я обучала грамоте женщин своей деревни выселка Вихаревского, в том числе и свою маму. А я училась в то время в четвертом классе.
Пионеры оказывали помощь крестьянам в полевых работах, выступали перед населением с художественной самодеятельностью, - добавляет А. Шульмин, бывший первый нолинский пионер. - Проводилась разнообразная работа: разучивались игры, песни, пионеры учились быстро разжигать костер, построить шалаш в пионерском лагере. Издавался рукописный журнал Ручеек.
В сентябре 1923 года Алексей Рябов был направлен в село Богородское для организации пионерского движения. С той же целью комсомолка Мария Дудырева выезжала в Кырчанскую и Ильинскую волости.
Туристическая работа
Романтика походной жизни во все времена привлекала ребят. Может быть поэтому, одним из направлений пионерской работы стал туризм. Помню сбор по тревоге, - пишет в своих воспоминаниях
А. Шульмин. - Тихое летнее утро. Горнист у Дома пионеров играет сбор. Со всех улиц к зданию бегут пионеры, большинство босиком, но у каждого на груди пионерский галстук. Володя Петров говорит, что через час идем в поход, объяснил, что нужно взять с собой, какую одежду и обувь иметь. Ровно через час отряд выстраивается перед Домом пионеров. Раздается команда: Шагом марш!, и отряд следует по указанному направлению. Впереди идет разведка, а по флангам - боевые охранения. Вожатый учит нас читать следы, по пению различать птиц. Через несколько часов мы достигли лесной поляны, где немедленно приступили к сооружению шалашей. Девочки готовили обед, ужин, а мальчики заготовили дрова для костра.
Наступила ночь. Лес стал каким-то таинственным. Ярко вспыхнул костер. А потом разучивали песни, читали стихи. Дежурные следили за поддержанием костра, а дневальные, сменяя друг друга, несли охрану нашего лагеря всю ночь. На другой день мы учились ориентироваться по компасу среди деревьев и кустарников, определять стороны горизонта по компасу, по местным приметам. К вечеру усталые, но довольные вернулись домой.
Наступило лето 1924 года. Мы услышали от Маруси Дудыревой, что во многих городах организуются летние пионерские лагеря. Нолинский уком комсомола решил организовать первый Нолинский пионерский лагерь. Выбралим место - сосновый бор у деревни Перевоз, - вспоминал Е. Мамаев. - И вот в солнечный день нас собрали у здания укома партии. Под духовой оркестр двинулись мы в пионерский поход. Провожал нас отряд комсомольцев, так как в деревнях было кулацкое засилье и от них можно было всего ожидать. По прибытии на место разбили палатки под руководством комсомольцев, служивших в армии. Построили малую палатку для хранения знамени. Сделали крытый навес из брезента для кухни и навес для медицинского уголка. Комсомольцы достали кирпич, сложили печку и поставили два котла для приготовления пищи. Сделали из досок несколько столов и скамеечек, и к вечеру лагерь был готов.
Утро начиналось с физзарядки, купания в реке. После завтрака шли на рыбалку, затем за ягодами. Кроме игр и развлечений, мы помогали местным крестьянам. Пилили и кололи дрова, таскали сучья, убирали сено. Счастливое было время.
Первые пионеры
У каждой организации есть лидеры и есть первые помощники, которые продолжают дело, начатое ими. Вот лишь некоторые имена, которые нам удалось узнать из печатных материалов. Первыми пионерами были: В. Петров, П. Мартемьянов, А. Гладких, М. Жидких, А. Огородникова, Н. Синкина, Н. Дураков, Т. Колупаева, Эмилия Чашникова (Э. А. Штина - доктор биологических наук), М. Шутов - художник (добровольцем ушел на фронт, погиб смертью храбрых), братья Орловы Петр и Павел, Нонна Суслова (доцент), Н. Федотов, Герман Калинин и А. Шульмин (заслуженные учителя школы РСФСР), сестры Маруся и Рита Блиновы, А. Суслов, А. Костицына, Л. Перевозчикова, Е. Орлова, А. Калинин, К. Солоницын, А. Кушнарев, З. Колупаев, Н. Скрябина, В. Таширев, Н. Сентебов, А. Лякомцев, Н. Булатов и многие другие.
Пионеры
и волонтеры:
что общего?
Прошло почти 90 лет со времени образования первых пионерских отрядов. И вновь молодежь и подростки создают организации, в которых многие девизы пионерии снова актуальны.
Хорошо учиться, делать добрые дела, заботиться о младших и пожилых, заниматься спортом, защищать природу, любить свою Родину - эти законы пионерии берут на вооружение и современные волонтеры. И разве это плохо? Потребность в милосердии и самосовершенствовании, воспитанная у сегодняшних школьников, нужна нашему обществу как никогда. Поэтому не будем делить историю нашей страны на правильную и неправильную. Она - какая есть. Но можно и нужно взять из нее все хорошее, что родились тогда, и развивать его в дальнейшем.
Лариса РОСТОВА, наш корр.
*