Можно ли ударить ребенка за провинности? У родителей нет единого мнения, зато есть шокирующая статистика: за прошлый год более 100 тысяч детей официально признаны потерпевшими от жестокого к себе отношения в семье.
К сожалению, жестокое обращение с детьми - это суровая реальность нашей жизни. Все чаще истории о насилии появляются на страницах газет и на телевидении. А в это время тысячи, миллионы детей во всем мире сжимаются от страха и боли не перед кем-нибудь, а перед собственными родителями.
С другой стороны, наказание непослушных детей - это выработанная веками форма воспитания и, кстати, зачастую очень действенная. Так где же золотая середина, что можно, а что нельзя? Профессиональные рекомендации дает детский психолог Виктория Михайлова.
- Как родителям справиться с плохим поведением своего ребенка?
- Прежде всего, надо взять под контроль свои взрывные эмоции. Ведь независимо от того, насколько хорошо взрослые выполняют свой родительский долг и как они стараются как родители, дети время от времени действительно ведут себя плохо. Это неизбежно. Нет идеальных родителей и нет идеальных детей.
Неоспоримо и то, что родители должны воспитывать своего отпрыска по каким-то правилам, держать его в каких-то рамках, в том числе и применяя наказание. Психологи утверждают, что наказание должно иметь тройное значение. Во-первых, оно должно исправить вред, причиненный плохим поведением. К примеру, ребенок обязан убрать небрежно разбросанные вещи, починить по возможности сломанную или разбитую вещь. А может быть, из своих карманных денег хотя бы частично возместить стоимость причиненного кому-либо ущерба. Во-вторых, наказание направлено на то, чтобы выработать привычку плохие действия больше не повторять. Но третье и главное значение заключается в снятии вины. Ведь провинность создает некую отчужденность во взаимоотношениях с провинившимся. Предстоящее наказание должно снять эту вину. Тем самым в наказании усматривается момент справедливости, которую виноватый должен осознать и прочувствовать.
Случаются, конечно, крайне опасные ситуации, когда мы наказываем ребенка из-за собственной нетерпеливости или плохого настроения, а также по причине находящих на нас приступов ярости. В результате свое самочувствие мы немного улучшаем, но поведение взрослых в данном случае не только расходится с целью, но и наносит вред детской психике. Ребенок с минуту страдает, может, и плачет, просит прощения, но в его понятие о справедливости это не укладывается. Он не ощущает за собой никакой вины, соответственно, нет ни облегчения, ни урока на будущее. Кроме того, он будет бояться того, кто наказывает, и стремиться обмануть его, чтобы избежать наказания.
- Очень много споров и дискуссий возникает на тему, допустимо ли в воспитательных целях использовать ремень. Что советует наука?
- К сожалению, есть взрослые, у которых даже не возникает мысли, что наказывать физически - это неправильно. Кто-то может не согласиться с подобной точкой зрения на воспитание детей, но через некоторое время они неизбежно столкнутся с негативными последствиями. Даже будучи взрослыми, дети, пережившие любые виды насилия в семье, отличаются частыми депрессивными состояниями, которые проявляются в приступах беспокойства, безотчетной тоски, чувстве одиночества, в нарушениях сна, постоянной раздражительности и тому подобном. Зачастую мы даже не понимаем, что некоторые сюрпризы подарены нам нашими родителями, которые, правда, думали, что наказывали нас для нашего же блага…...
Конечно, некоторые взрослые могут возразить: Нас так и воспитывали, и вроде ничего, выросли хорошими людьми. С некоторой иронией это можно озвучить примерно так: Я чувствую благодарность к своим родителям за то, что они из меня сделали человека, хотя и применяли физические наказания. Они это делали для моей же пользы. Теперь я это понимаю. Поэтому я намерен тоже избивать своего ребенка. Вырастет - поймет... Перед нами цепочка: человек, подвергшийся насилию, сам становится насильником по отношению к своему ребенку, который, разумеется, тоже вырастет насильником. Потом, естественно, когда у него появляются свои дети, он обращается с ними так же, как обращались с ним в детстве.
Так физические и психологические травмы, испытываемые в детстве, становятся звеньями зловещей цепочки, тянущейся из поколения в поколение.
- Можно ли прямо по пунктам назвать основные моменты, которые надо помнить, прибегая к такому деликатному делу, как наказание детей?
- Прежде всего, наказание не должно причинять вреда - физического или психологического.
Нельзя наказывать для профилактики! Наказание может следовать только за реальным проступком.
Не рекомендуется в качестве наказания нарушать данные ребенку ранее обещания, если это не было специально оговорено. Можно заранее предупредить: Если ты сделаешь то-то и то-то, в цирк в выходной не пойдем. Но заявить в воскресенье утром: Ах, так! Ты, оказывается, опять набезобразничал? Ну все, цирк отменяется! - нельзя.
Наказание должно следовать сразу за преступлением. Нельзя наказывать ребенка за то, что он совершил месяц назад, пусть вы даже и узнали об этом только что. Наказание должно быть разовой и непродолжительной акцией, его нельзя растягивать надолго. Натворил - наказали - и точка.
Наказание должно быть неприятным для ребенка, справедливым, но ни в коем случае не унизительным!
Наказание должно быть последовательным. Обещали - выполняйте, то есть наказывайте. Бесконечное выяснение отношений с ребенком на одну и ту же тему - не лучший способ проводить время.
Смысл наказания должен быть совершенно конкретным: вам нужно пресечь недопустимое поведение - и предложить ребенку более конструктивные способы решения его проблемы. Нужно, чтобы ребенок вынес из своей ошибки позитивный опыт преодоления трудностей, и убедился, что может решить проблему, которую сам же и создал.
Цель наказания - не потопить грешника, а спасти! Раз уж мы, взрослые, взяли на себя такую ответственность, как карать и миловать, мы должны не только следить за тем, чтобы ребенок соблюдал установленные правила, но и быть для него авторитетным примером их соблюдения.
Надежда Мустафина.