Сколько в Нолинском районе магазинов, сказать не берусь, но один факт остается неоспоримым - в торговле у нас занято несколько сотен человек.
Так, например, почти 27 процентов работников Нолинского райпо, то есть 126 из 470 сотрудников, на сегодняшний день стоят за прилавком. Кто они, продающие нам пищу, одежду, книги или бытовую химию? Как к ним относятся покупатели? И каково это вообще - торговать?
Иногда мне кажется, нужно встать на место другого человека, чтобы ощутить на своей шкуре все прелести и тяготы их о труда, оценить его, понять, что человек, стоящий перед тобой, вкладывает в дело душу, что многого стоит.
* * *
Утро. Проснувшийся город торопится по делам. То тут, то там открываются магазины, приветливо загораются огоньки рекламы в их окнах. Все чаще прохожие притормаживают возле дверей, спеша приобрести что-то нужное и крайне необходимое.
8.55. Елена Викторовна Перминова поворачивает ключ в замке. Она снимает с охраны магазин Для Вас и приступает к своим обязанностям: проверяет кассовую книгу, открывает саму кассу, чтобы удостовериться в наличии разменных денег, по-хозяйски обходит магазин, проверяя выкладку товара и, если замечает что-то нарушающее общий строй, деловито поправляет.
Елена работает в торговле более шести лет. Она училась на продавца, некоторое время набиралась опыта у частника, а потом пришла в систему райпо. Первоначально была прикреплена к магазину Глория, но в ноябре 2011 года ее перевели в Для Вас.
Глядишь на витрины этого магазина, и глаза разбегаются: каких только ластиков и ручек здесь нет! А от изобилия картинок на тетрадях и блокнотах начинает рябить в глазах. Как все запомнить? - спрашиваю у Елены. Потихоньку, - отвечает она. - Мне на это понадобилось около двух недель. С мелочевкой пришлось, конечно, непросто. Но главное здесь - запомнить, что где лежит и не задерживать покупателя.
9.15. В магазин заглядывает первый клиент. Женщина с порога спрашивает: Есть открытки к свадьбе?. Конечно, есть, - думаю я и уже вижу, как из рук Елены Викторовны в раскрытые ладони будущего покупателя перекочевывает приличная стопка больших открыток. А вот голубенькая, с голубями, очень даже ничего, - говорю я, стараясь быть полезной.
Пока женщина перечитывает стихи, к кассе уже подошла другая покупательница: девушка решила с утра пораньше забежать за любимым глянцевым журнальчиком, рассказывающем о жизни зарубежных и отечественных звезд. Видимо, почитает его в обеденный перерыв.
Выбрав большую открытку, женщина подходит к кассе. Перед тем как оплатить покупку, она просит показать ей еще и ассортимент маленьких. Елена Перминова пробивает чек, а в это время в магазин заходит мужчина. Уверенным шагом он направляется к стеллажам с книгами. Простояв перед ними минуты три, обращается к продавцу:
- А о резьбе по дереву что-нибудь есть?
- К сожалению, пока нет. Быть может, вам покажется интересным книга о резьбе по кости? - отвечает она. Покачав головой, мужчина понуро бредет к выходу. - Большинство дорогих хороших книг разобрали на новогодние подарки, - говорит Елена, обращаясь уже ко мне. - Это касается не только изданий по рукоделию, но и детской литературы;.
- Да-да, - подхватывает пришедшая на работу заведующая магазином Для Вас Ирина Константиновна Лапшина. - Несмотря на то, что в последнее время к книге уже не относятся как к лучшему подарку, среди нолинчан еще немало тех, кто желает вручить этот кладезь знаний от имени Деда Мороза.;
Книги, кстати, сюда привозят раз в месяц. Как только появляются новинки, у полок скапливаются заядлые читатели, которые не признают электронных читалок, предпочитая им запах типографской краски и шуршание страниц. Есть среди постоянных клиентов магазина те, кто приобретает новые издания по нескольку томов сразу.
- Вы и сами, наверное, любите полистать новенькие книги? - спрашиваю я.
- Было бы когда, - смеются Ирина и Елена. - Целый день как белка в колесе крутишься. Магазин у нас, конечно, не самый большой, но товара в нем много, и, в основном, он мелкий. Пока поправишь выкладку, покупателей обслужишь, сделаешь заявку, проверишь, весь ли товар выложен - время и пролетит.
Во время нашего разговора открывается входная дверь: две молодые мамы первым делом проверяют полки с детскими раскрасками. Они обсуждают пристрастия своих детей: кому больше нравятся книжки с машинками, кому - с Машей и медведем, а кому - с подружками из мультфильма Винкс. Купив три раскраски и что-то из бытовой химии, они выходят. А в дверях уже новый клиент: молодая женщина, по говору чувствуется, что приезжая, очень хотела приобрести книгу из разряда предсказаний и гороскопов.
* * *
До обеда покупателей не так много. Основной поток идет после часа: школьники заглядывают за канцтоварами, наклейками и открытками, тут же снуют родители в поисках новой игрушки, сказки на ночь для малыша.
Большинство покупателей - женщины. Здесь они чувствуют себя в своей стихии: крема, сувениры, открытки, журналы, ручки, краски - все то, что окружает их каждый день. Мужчины же заглядывают сюда с легким чувством неловкости или, наоборот, с гордо поднятой головой, мол, я здесь по делу;!
Каждый будний день в магазине Для Вас клиентов, совершивших покупку, бывает примерно 150-160. В выходные, конечно, больше. Глядя со стороны, очень хорошо видно, как друг к другу относятся люди, стоящие по разные стороны прилавка. За то время, что я провела с продавцами, только трое покупателей поздоровались с людьми, подававшими им товар.
В основном, так занятые своими мыслями и делами нолинчане даже не поднимают голову: просто берут, например, книгу, заглядывают в кошелек, не глядя, собирают сдачу и уходят. Продавцы уже привыкли к такому поведению, они и не обращают на это внимания. Не обижаются даже, когда покупатели машут рукой, мол, отстань, когда им предлагают помощь в выборе товара.
Только вот так, наблюдая за находящимися рядом людьми, начинаешь замечать очевидное: мы стали равнодушнее друг к другу, грубее, невнимательнее и как-то невежливее, что ли. Мы торопимся, все делаем походя, на бегу, словно боясь куда-то опоздать. И забываем о важном: Поделись улыбкою своей, и она к тебе еще не раз вернется!. И хочется верить, что с наступлением весны все мы оттаем, начнем чаще здороваться и улыбаться.
Наталия СУНЦОВА,
наш корр.