Б
Берег озера трудно назвать хотя бы чуть-чуть благоустроенным: рядом с вытоптанной травой - полусгнивший матрас, из воды небольшого ручейка, впадающего в водоем, торчит арматура, везде грязь и мусор. И это на фоне того, что совсем рядом расположился действующий дом отдыха. Провести почти сутки на берегу неизвестного озера. Кормить утку с утятами, ловить рыбу…... Незабываемо. Особенно с учетом того, что комары норовили утащить сына, а ночь так и не наступила. Но один взгляд на удивительный закат (а может быть, это был рассвет) подтвердил: ради этих перламутровых переливов, кудрявых облаков и лучей полуночного солнца стоило преодолеть тысячу километров. Невероятное зрелище. Словно небо падало в ладони, растекаясь по пальцам розовым, голубым, желтым, сиреневым жемчугом…... Невозможно оторвать взор! На следующий день мы решили остановиться на берегу Северной Двины, недалеко от Котласа. Снова палатка и великолепный закат. Захватывающе! ЗДРАВСТВУЙ, МАЛАЯ РОДИНА Наше небольшое путешествие длилось всего 4,5 дня. В пятницу вечером мы были дома. Оглядываясь назад, мы уже не были так придирчивы к вятским дорогам. Отмечали, насколько очаровательна у нас природа. В Нолинском районе есть замечательные места. Понимаем, почему люди с северных областей едут к нам на озеро Чваниху, восхищаются красотой берега Вятки в Медведке, любят заглядывать в бор. У нас очень красиво. И чтобы понять это, иногда нужно выходить из зоны комфорта, отправляться в те места, где никогда не был. За время, проведенное в пути, мы практически не виделись с людьми. Но ощутили их воздействие на природу. Еще заметили, насколько отличается отношение водителей друг к другу. Это проявляется в уважительном отношении. Например, не было ни одной фуры, которая бы не "посигналила" о возможности обгона, когда сама двигалась со скоростью 70-80 километров в час. И НАПОСЛЕДОК Как оказалось впоследствии, та дорога, что показалась нам ужасной, еще два года назад представляла собой две колеи, в которых тонули фуры. Так что все познается в сравнении.Путешествие на север: запаситесь бензином, колесами и успокоительным
Не бывает ни одного дня, чтобы нам в редакцию не написали, позвонили, зашли с рассказом о том, насколько отвратительны у нас в Нолинском районе дороги, сколько мусора на улицах, как загажены леса и опасно купаться в водоемах.
Как только наши жители выходят за порог своего дома, желают, чтобы их окружали чистота и порядок, благоухание цветов и улыбчивые люди. Но готовы ли мы сами стать той отправной точкой, которая превратит мир вокруг в райский сад? И настолько ли плоха наша малая родина?
БЕЗ ПЛАНОВ
Для кого-то лучший отпуск - время, проведенное на диване. Кто-то любит загорать на побережье Черного моря. Другим подавай сплавы по горным рекам. Мы же любим дорогу. Не столь важен маршрут и пункт назначения, сколько ощущение от постоянно меняющегося пейзажа. Но предпринимая очередную попытку покорить просторы России мы даже не предполагали, что на половине пути возникнет большое желание вернуться назад…...
Еще два года назад, после возвращения из Абхазии, решили, что юг - не наш вариант: слишком жарко, слишком далеко, да и вообще всего слишком. Нынче подумали: "Махнем на север".
Изначально планировалось посетить остров Кижи, увидеть рассвет над карельскими березами, испугать местных комаров. Но коронавирус спутал все карты: туристические группы не собирают, экскурсии не проводят, отели и гостиницы закрыты, кафе работают только "на вынос". А посему отправляться за полторы тысячи километров чтобы посмотреть на то, куда нам нельзя, не имело смысла. Но это не значит, что отпуск должен пропадать!
Еще в воскресенье мы строили примерный маршрут движения и думали, что взять с собой, а в полдень понедельника уже отправились в путь.
ВПЕРЕД, К НЕИЗВЕДАННЫМ ДАЛЯМ
Куда хотели попасть? Мы и сами не знали. Предварительной точкой на карте стал Архангельск. Маршрут проложили через Котлас.
Дороги Кировской области. Мы складываем о них легенды. За первые три часа пути пришлось несколько раз вспомнить яркие народные эпитеты, описывающие ямы и выбоины. Но в целом трасса ровная. И чем дальше она уходит на север, тем менее напряженным становится поток машин.
Территория Коми. Вдоль обочин расположились пилорамы. То тут, то там виднеются полуразвалившиеся деревенские дома. Автосервисы - редкость. Точно также, как и учреждения общепита.
А потом неожиданно дорога кончилась. По крайней мере, то, что мы привыкли считать региональной трассой. Вместо асфальта - щебеночная полоса, больше похожая на прифронтовую территорию, по которой пытаются маневрировать длинномеры с лесом. Местами появляются "проблески" асфальта. Но случается это, в основном, на протяжение 10 метров до и после мостов.
Последние 60 километров по территории Коми были похожи на езду в танке. Преодолеть это расстояние удалось только через полтора часа. Единственная мысль, которая мелькала: "Дорогу не приводят в порядок, чтобы люди думали, что дальше жизни нет, и не пытались выехать за пределы региона".
Ярким впечатлением стала "черта" между Коми и Архангельской областью. Это словно увидеть свет в конце тоннеля. Ровно по знаку-разграничителю проходит линия, с которой начинается асфальт. Вид у него, конечно, тоже не самый лучший, но…...
В нескольких метрах от административной границы расположилось небольшое кафе. Питание - только «на вынос». Заказ ожидали чуть дольше пяти минут. Все было уложено в контейнеры. Приготовлено неплохо. Чек на троих составил порядка 550 рублей.
На вопрос о том, какая дорога нас ждет впереди, девушка-кассир ответила: "Мы свою трассу ремонтируем, так что езжайте спокойно".
ПРОМЕЖУТОЧНЫЕ ИТОГИ
С начала нашего путешествия прошло восемь часов. 670 километров спустя мы были в Котласе. Что стоит сказать об этом участке пути? Тем, кто соберется в дорогу, нужно заранее подумать о запасе воды и еды, особенно в условиях распространения коронавируса. Повезло, что погода была относительно нежаркой - что-то около 20 градусов, так что пить особенно не хотелось.
Тем, кто любит в дороге слушать музыку, лучше заранее ее записать на какой-то носитель, поскольку стоит только покинуть территорию нашего региона, как магнитола перестает выполнять функцию радиоприемника: ни один сигнал мы так и не поймали. Кроме того, на большей части этого пути наши телефоны (к слову - двухсимочные) оставались либо без сотовой связи вообще, либо без интернета.
Любителям старины, деревенских улиц и ярких пейзажей также стоит знать: среднее расстояние между населенными пунктами увеличивается пропорционально пути от Нолинска и порой достигает 100 километров.
КОТЛАС
Вечерний Котлас нас встретил проливным дождем. Небольшой город с численностью населения чуть более 60 тысяч человек оказался почень милым, ярким и ухоженным. Самые высокие дома - пятиэтажки. И это обосновано, так как город построен на болотистой местности.
Много новостроек и детских площадок, то тут, то там виднеются вывески центров развития, студий, детских садов...… Заметно, что подрастающему поколению здесь уделяют особое внимание. На улицах народа практически нет. Только изредка, несмотря на непогоду и вечернее время (после 21.00), встречаются мамы и семейные пары с колясками.
В связи с неблагоприятной эпидобстановкой, в городе были закрыты все гостиницы и отели. Так что вопрос с ночевкой пришлось оперативно решать с помощью сайта с объявлениями.
Не поверите, среди нескольких сотен предложений свободных вариантов оказалось всего два. Мы были несколько озадачены такой востребованностью съемного жилья в будний день (напомню: был понедельник). Общение с арендодателем - по телефону, оплата - через интернет-банк.Удобно и безопасно. Плюс такого размещения - наличие кухни.
Отправляясь ближе к северу, мы готовились к тому, что продукты здесь будут дороже. Однако, как и в нашем районе, здесь в шаговой доступности расположены те же магазины федеральных торговых сетей, что и в Нолинске. Соответственно, и цены такие же.
СНОВА НЕ ГОТОВЫ
Утром мы тронулись в путь. Погода была самой подходящей: ни тебе палящего солнца, ни ливня, ни ветров...… Несмотря на то, что от дома нас уже отделяли сотни километров, пейзаж практически не изменился: все те же березки, сосенки, да поля с травами.
Котлас позади. До Архангельска - 600 километров. Расчетное время в пути - порядка 7-7,5 часов. Еще реже попадаются жилые населенные пункты. Но самое удивительное - расстояние между заправочными станциями. И проверить наличие АЗС на карте возможности нет, так как интернет и, соответственно, навигация, отсутствуют.
Если честно, когда в баке оставались последние пять литров бензина, мы несколько запаниковали: встать без горючего на практически пустой трассе - то еще счастье. Но сердце сжалось сильнее, когда мы подумали, что едем не по той дороге: асфальт снова закончился, его сменили песчаные колеи и щебенка, вдавленная в глину. На фоне этого знаки ограничения скорости "60" выглядели очень оптимистично: стоило спидометру показать что-то более 40 километров в час, создавалось впечатление, что колеса просто не выдержат и начнут жить своей жизнью.
Когда на горизонте появились аншлаги автозаправки, на душе немного отлегло. Из беседы с сотрудником АЗС мы узнали, что до ближайшего населенного пункта (находится не на трассе) - около 20 километров. Нормальной дороги не будет еще очень долго. А следующая заправочная станция - на пересечении с трассой М-8 (там мы дозаправились).
В общей сложности от Кирова до Архангельска больше четверти дороги оказались в отвратительном состоянии. «Порадовало» нас и новое асфальтовое покрытие на одном из отремонтированных участков: создавалось впечатление, что его строили моряки, скучающие по океанским просторам - на волнах дорожного полотна укачивало, словно мы попали в небольшой шторм. Морально мы не были к этому готовы.
АРХАНГЕЛЬСК
На часах уже около 22.00, а на улице - день. Непривычно. Белые ночи - настоящее испытание для нас, привыкших к нормальной смене времени суток. Ночевать мы решили снова на квартире. Схема прежняя: позвонили, оплатили, заехали.… Сразу по приезду - в магазин федеральной торговой сети.
Единственное, что, действительно, огорчило - цены на хлеб. К примеру, нарезной батон можно купить за 64 рубля. Производят его прямо здесь, в небольшой мини-пекарне. Конечно, есть и привозной (цена практически та же), но этот - горячий, ароматный, с хрустящей корочкой - заслуженно привлекает покупателей.
Квартира, которую мы сняли, была совсем крохотной, но вполне уютной. Самым необычным для нас стало наличие двойных жалюзи: одни закрывали окно снаружи, вторые - изнутри. И только после этого в комнате наступала темнота.
Архангельск стоит на берегу Северной Двины. Набережную можно назвать произведением искусства: брусчатка, освещение, арт-объекты, пришвартованные плавучие кафе, музеи…...
Памятник Петру I сразу привлек внимание. Кстати, Архангельск был первым портом, куда прибыли английские торговцы, и дальше пошла торговля с Европой. Мы ожидали, что скульптура знаменитого правителя Руси будет величественной, внушительной, если не сказать огромной. Но этот монумент, увековеченный на 500-рублевой купюре, выглядит скромно. Для того, чтобы передать ощущение от него, можно отметить: кажется, будто он выполнен в натуральную величину. Напомним: рост Петра I составлял 203 см.
До слез тронул памятник тюленю - спасителю жителей Архангельска и блокадного Ленинграда, который был установлен и открыт в мае 2010 года на набережной Северной Двины.
Небольшое отступление. Во времена Великой Отечественной войны в Архангельске суточная норма хлеба снижалась в некоторые месяцы до 125 граммов на человека (что соответствовало минимальной норме в блокадном Ленинграде). Архангельск был вторым (после Ленинграда) городом в СССР по смертности от голода, несмотря на то, что через его порт проходили тысячи тонн продовольствия, импортируемого по ленд-лизу.
Для улучшения продовольственного снабжения были организованы промысловые экспедиции с целью охоты на тюленя в Белом и Баренцевом морях. Добытые мясо, жир и шкуры северных животных спасли от голодной смерти и холода тысячи нуждающихся людей не только в Архангельске и близлежащих местностях, но и в Ленинграде (из Архангельска в Ленинград для ликвидации последствий блокады было отправлено более тысячи тонн пищевого и медицинского жира из тюленьего сала). Кроме того, тюлений жир использовался для смазки орудий на кораблях Северного флота.
Еще один памятник установлен в честь участников северных конвоев. Это символ мужества и отваги моряков, прорвавших морскую блокаду, преодолевших огромные трудности под бомбежками самолетов и атаками подводных лодок противника.
Вдоль набережной множество интересных и красивых мест: памятные знаки, скульптуры, беседки, аллеи...… Действительно, есть на что взглянуть. Единственное, о чем жалеем - мы попали в Архангельск в период ограничительных мероприятий. То, что люди соблюдали дистанцию, ходили в масках (везде) - вполне закономерно. Но параллельно с этим не работали никакие музеи. Очень грустно.
БЕЛОЕ МОРЕ: ДЕТИ СУРОВЫХ СЕВЕРЯН
В этом году можно констатировать: на море побывали. Правда, по побережью ходили в демисезонных куртках. Но это не делает факт менее значительным. А вот ощущения от прогулки по побережью не самые приятные.
Для того, чтобы взглянуть на морской горизонт, нам пришлось ехать в Северодвинск. Этот город похож на каменные джунгли. Мы честно пытались найти прелесть в его серых просторах.
Набережная Александра Зрячева. В момент нашего приезда здесь шел ремонт. Башенные краны перетаскивали плиты, суетились строители. Но все это не мешало простым жителям наблюдать за прибоем. Но что увидели мы?
Сердце сжалось от человеческой бездушности. То, что называется здесь пляжем, завалено мусором. Грудами мусора. Битым стеклом, пластиком, даже ломаной керамической посудой. Дети суровых северян играют выброшенными на берег палками. Сама набережная выглядит интересно, имеет свои особенности: лавочки, аллеи, пешеходные зоны...… Но оставаться здесь нам не захотелось.
ЕДИНЕНИЕ С ПРИРОДОЙ
Захотелось отдохнуть на природе, и мы решили отправиться в обратную сторону. Свернули с трассы. Дорога вдоль садового товарищества вела через небольшую рощу. Первое, что бросилось в глаза - снова горы мусора. Это можно сравнить с перелесками вдоль обочин по Лудянскому тракту, которые на протяжение долгих лет наши граждане использовали в качестве свалок. Только сравнение будет не в пользу северных просторов.